Основные тезисы индивидуальной психологии
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как "неофрейдиста". В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом (Ellenberger, 1970). Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком (Orgler, 1972). К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.
- 1.1.1 Проблема личности в системе современного научного знания.
- 1.1.2 Различные подходы к пониманию личности в психологии.
- 1.1.3 Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
- 1.2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности
- 1.2.2 Темперамент: определение и сферы проявления
- 1.2.3 Соотношение темперамента и характера
- 1.2.4 Способности личности
- 1.2.5 Направленность личности
- Жизненные события, способные вызвать стресс (по т. Холмсу, р. Рахэ)
- 1.3.2 Активность личности
- 1.3.3 Способы личностного поведения
- Тема 1.4 я – концепция
- 1.4.1 Самосознание личности и его компоненты
- 1.4.2 Понятие я – концепции
- 1.4.3 Я – концепция в различных психологических теориях
- 1.5.1 Критерии сформированности и процесс формирования личности.
- 1.5.2 Свобода личности.
- 6.1 Психоаналитическая теория личности з. Фрейда.
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- 7.1 Эго-теория личности э. Эриксона.
- 7.2 Социокультурная теория личности к. Хорни.
- 8.2 Реформа бихевиоризма б. Ф. Скиннером
- Развитие личности
- 8.3 Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (к. Халл)
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Структура личности
- 8.4 Научение через моделирование и теория социального научения (а. Бандура, Дж. Роттер).
- 9.1 Теория личностных конструктов Дж. Келли.
- 9.2 Теория поля Курта Левина.
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- 12.2 Заброшенность и судьба как основания существования
- Миропроект
- 13.1 Теория личности а. Ф. Лазурского.
- 13.2 Теория личности в. Н. Мясищева.
- 13.3 Теория личности к. К. Платонова.
- 13.4 Теория личности а. Н. Леонтьева.
- 13.5 Теория личности с. Л. Рубинштейна.
- 13.6 Учение б. Г. Ананьева о человеке.