logo
1

1.4.1 Самосознание личности и его компоненты

Личность как сознательный субъект осознает не только окру­жающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести Личность к ее самосознанию, то нельзя и от­рывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Самосознание не дано человеку изначально. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет се­бя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.

Общее функциональное назначение самосозна­ния рассматривается [38] как историческая необходимость самоконтроля поведения человека в обществе.

Самосознание составляет с со­знанием внутренний, субъективный мир человека: знания, мысли, переживания, отношения, желания, стремления во вре­менном континууме. Эти феномены можно считать образующими содержание самосознания.

Глав­ными свойствами самосознания выступают его рефлексив­ность, выражение отношений человека к действительнос­ти, диалогичность.

САМОСОЗНАНИЕ – совокупность психических процессов, посредством которых индивид сознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности.

В другой трактовке [17] самосознание определяется как собственный опыт себя, форма существования которого со­впадает с формой существования опыта внешнего мира: зна­ниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведен­ческими программами. Самосознание есть форма переживания человеком своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста), человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Благодаря самосознанию человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других очень часто приходит чувство одиночества.

Самосознание, являясь результатом, продуктом, неотъ­емлемым компонентом становления человека как личности [20, 33], выступает ее сложнейшим интегративным свой­ством [23], центральным образующим [44, 45] или подструк­турой [28].

В самосознании выделяют взаимосвязанные компоненты (когнитивный, эмоциональный (са­моотношение), поведенческий). Наиболее изученный в пси­хологии когнитивный компонент.

Как подчеркивает И.С. Кон [18], нормальный взрослый человек, включенный в разнообразные связи и отношения с миром, осознает себя в двух главных сферах своей реали­зации: деятельности и общения.

Эмоциональный компонент, самоотношение устойчиво, активно под­держивается личностью [39], реализуется через самоува­жение и самооценку. Самоотношение в его позитивном вы­ражении рассматривается в качестве одной из жизненных потребностей человека, выражающейся в сохранении и по­вышении ценности своего Я [46]; или в качестве специфи­ческого, устойчивого и сильнейшего чув­ства личного постоянства, защищаю­щего от тревожности [18]. Самоотношение проявляется в переживаниях субъекта по пово­ду его собственных черт, представленных в когнитивном компоненте. Самоотношение понимается С.Р Пантилеевым [29] как индикатор успешности самореализации субъекта как лично­сти.

В практике консультирования и при анали­зе самоописаний по вербальным суждениям субъектов ус­матриваются различия и индикаторы когнитивного и самоотношенческого компонентов Я-концепции.

В психологичес­кой литературе трактовки поведенческого компонента са­мосознания осуществляются посредством понятий: действие, поведение, волевая форма самосознания, саморегуляция. Поведенческий компонент Я-кон­цепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих дей­ствий и поступков.