12.2 Заброшенность и судьба как основания существования
Заброшенность
Знать человека по Хайдеггеру – это значит описать его состояние. Следует исходить не из идеализации человека, но из того состояния, в котором преимущественно находится человек. Каждый из нас несет отпечаток того, во что он заброшен, погружен. Возникает необходимость описать эти состояния «заброшенности». Понятие «заброшенности» (иногда переводят «брошенности») не означает, что человек кем-то брошен, оставлен, покинут, а только то, что он изначально погружен в особые условия своего существования.
Для описания состояния «заброшенности» Хайдеггер использует категорию “Man”. В немецком языке “Man” используется тогда, когда носитель действия не идентифицируется и не указывается. “Man” по Хайдеггеру есть доминирующий способ существования современного человека, характеризующийся безличностью, анонимностью, неявленностью подлинного самости. В известной мере мы все обременены этой неподлинностью и никогда не можем полностью избавиться от этого состояния. Сама современная цивилизация с характерным для нее культом техники во многом препятствует проявлению подлинного в человеке. Потому, что подлинное по Хайдеггеру – это то, что рождается само и не поддается постановке на конвейер.
Поскольку преобладающий способ осуществления человеческой жизни характеризуется заброшенностью в мир сущего и «захваченностью» этим миром, Всегда имеется соблазн раствориться в ритме повседневной суеты. Неспособность дистанцирования по отношению к этому растворению представляет угрозу для подлинности жизни, причем опасность эта имеет тенденцию к усугублению, стимулируемому темпами современного развития человечества. В результате этих процессов человек оказывается перед угрозой потери целостности смыслового горизонта, забвения смысла бытия.
По словам Гельдерлина, которого любит цитировать Хайдеггер, «где опасность, там и спасение».
- 1.1.1 Проблема личности в системе современного научного знания.
- 1.1.2 Различные подходы к пониманию личности в психологии.
- 1.1.3 Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
- 1.2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности
- 1.2.2 Темперамент: определение и сферы проявления
- 1.2.3 Соотношение темперамента и характера
- 1.2.4 Способности личности
- 1.2.5 Направленность личности
- Жизненные события, способные вызвать стресс (по т. Холмсу, р. Рахэ)
- 1.3.2 Активность личности
- 1.3.3 Способы личностного поведения
- Тема 1.4 я – концепция
- 1.4.1 Самосознание личности и его компоненты
- 1.4.2 Понятие я – концепции
- 1.4.3 Я – концепция в различных психологических теориях
- 1.5.1 Критерии сформированности и процесс формирования личности.
- 1.5.2 Свобода личности.
- 6.1 Психоаналитическая теория личности з. Фрейда.
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- 7.1 Эго-теория личности э. Эриксона.
- 7.2 Социокультурная теория личности к. Хорни.
- 8.2 Реформа бихевиоризма б. Ф. Скиннером
- Развитие личности
- 8.3 Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (к. Халл)
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Структура личности
- 8.4 Научение через моделирование и теория социального научения (а. Бандура, Дж. Роттер).
- 9.1 Теория личностных конструктов Дж. Келли.
- 9.2 Теория поля Курта Левина.
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- 12.2 Заброшенность и судьба как основания существования
- Миропроект
- 13.1 Теория личности а. Ф. Лазурского.
- 13.2 Теория личности в. Н. Мясищева.
- 13.3 Теория личности к. К. Платонова.
- 13.4 Теория личности а. Н. Леонтьева.
- 13.5 Теория личности с. Л. Рубинштейна.
- 13.6 Учение б. Г. Ананьева о человеке.