Тотальная демонстративность
Проступают ли кровавые пятна на кистях и стопах у христовых невест, поет ли песенку после гибели отца Офелия, подкашиваются ли ноги у первой знаменитой психоаналитической пациентки докторов Брейера и Фрейда, проглатывает ли на глазах у всех горсть снотворных таблеток покинутая жена, переодевается ли в женское на сцене эстрадная знаменитость Борис Моисеев, говорит ли провинциальная красотка своему мужу привычное «ты меня не любишь» — все это, несмотря на видимые различия, объединено этой самой тотальной демонстра-тивностью.
Что же такое демонстративность? А это вот что... Я ставлю свою личность в центр внимания окружающих, как бы любуюсь ею сам и демонстрирую свои положительные, а то и отрицательные черты всем окружающим. Я постоянно добиваюсь внимания — ежесекундно, ежеминутно, ежечасно, ежедневно... Внимание должно быть тотальным. Тотальным! А все остальные достойны меньшего внимания и пусть даже не пытаются соперничать со мной.
Усилия для получения такого внимания могут быть разными. Если они в пределах разумного — одеться со вкусом, бросить кокетливый взгляд, заказать красивую визитную карточку, — то мы имеем дело с истероидным рисунком личности. Если более изощренны — женщина с красивой формой головы бреет ее «под Котовского», вместо нужных для занятий книг приобретается дорогая косметика и т. п. — это уже акцентуация. Ну а когда в случае отсутствия результата от одобряемых обществом эффектов применяются шоковые средства (топлисс в метро или попросить у прохожего презерватив) — психопатия-психопатия...
■ В Древней Греции — колыбели европейской цивилизации — никому ранее не известный Герострат сразу «прославился» тем, что поджег храм Артемиды только из желания стать известным благодаря этому глупому глумлению над трудом других греков. Психопат Психопатович...
Что бы ни делал истероид, какие бы поступки он ни совершал, для него важно не столько их содержание, сколько то, смогут ли они привлечь внимание. Он постоянно старается производить впечатление и упивается своими впечатлениями от того, какое он произвел впечатление. Он все время на авансцене, а все люди для него зрители. А если их нет, он сам для себя и актер, и зритель. У него «весь мир — театр». Истероид ищет успеха у возможно большего для данного момента числа людей, все равно каких. И каких-нибудь людей он может привлечь даже тем, что на более взыскательный вкус не очень-то приемлемо: блеснет нарядом, далеко не блестящим, а только блестким, по поводу и без повода кидает подцепленное у кого-то «обхохочешься», пройдется с соской во рту по любимому городу... Эмоции не в себе, а на весь мир. Пусть подслушивают, как она стонет в оргазме и жарким шепотом клянется в любви, пусть по радио передают... или по Интернету. Но не надо и подслушивать: в оргазме она чаще не шепчет, а так громко-сладко кричит, что этот крик души пробивает на пять этажей вниз и пять этажей вверх. Истероид даже застенчивость проявляет так, чтобы обратить на себя внимание.
Истероид всегда озабочен тем, чтобы о нем думали хорошо, а не плохо, при этом ему не слишком важно, хороший поступок он совершил или не очень, главное, чтобы его отметили. И даже каждый «Герострат» хочет, чтобы в его отрицательном поступке видели нечно замечательное: вот он идет по Тверской и орет смело криминальные песни. Кто-то звонит по телефону, и истероидка кричит домашним так, что на другом конце провода слышно: «Меня нет дома». Читайте: я не нуждаюсь в вас, у меня есть дела поважнее... В этом смысле истероид — полная противоположность психастеноиду, который думает все время о том, какой именно поступок он совершил, плохой или хороший, ну и, может быть, как же все-таки о нем подумают. Истероид не на людях яму обойдет, может не помыть руки после туалета, но при людях яму перепрыгнет и руки помоет мылом «Сейфгард». Сравним: гипертим перепрыгнет яму и водиночестве, а руки не помоет даже и на людях.
Истероид может заниматься и философией или психологией, но при этом, ах, смотрите, я философ, ах, смотрите, я психолог. Истероида можно даже назвать целеустремленным. Его цель — завоевать внимание окружающих. Не все так просто, иногда далеко не сразу ему удается сосредоточить на себе Внимание, порой это стоит немалых усилий: приходится репетировать речь, выучить наизусть стихи, отказывать себе в пище, чтобы купить платье с фирменными ярлыками. То есть истероид в какой-то мере в своей целеустремленности удерживает программу в памяти воли и склонен к не очень большим, но все же существенным усилиям, чтобы эту программу реализовать. Но если говорить о содержании его устремлений, то они меняются, он быстро загорается разными идеями, которые распространяют паранойяльные, но и столь же быстро остывает.
■ Вот истероидка с живостью занимается живописью, накупила красок, холстов, этюдников, а через две недели с головой ушла в религию.
И в этом смысле можно говорить, что истероиды мечутся от программы к программе.
Целеустремленность истероида в плане тотальной демонстративности, как и целеустремленность паранойяльного, тоже многое съедает на своем пути — чаще всего право других людей получить хоть толику внимания. Истероид все время тянет одеяло внимания на себя.
Не будем путать истероидку с истеричкой (напомним: и эпи-лептоид — не эпилептик, и паранойяльный — не параноик). Конечно, истероидный, или истерический (иногда так все-таки говорят), характер — основа для истерических неврозов и психозов. Но важно, что сам по себе он является вариантом нормы — специфическим и, в общем, чрезвычайно интересным. Ведь вся литература, вся сценическая жизнь и даже вся домашняя жизнь, — ну просто все проросло корешками от этого корня «истер-».
- Егидес Аркадий Петрович Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности введение
- Глава I паранойяльный психотип Этимология
- Главная черта — целеустремленность
- Энергетичность
- Логики психотипа
- Порядок
- Цели — в социуме
- В других сферах
- Роль в религии
- Роли в политике и в муке
- Профессии
- Катализатор
- Философия
- Субъект-объектность
- Суггестия
- Эмпатия
- Благодеяния
- Вероломность
- Комплекс неполноценности и гиперкомпенсщия
- Психическая защита
- Отношения с людьми
- Самолюбие
- Справедливость, законы, отношение к власти
- Жертвенность и жертвоприношение
- Авторитарность
- Космополит
- Миссия мессии
- Ценностные ориентации
- Обучение
- Карьера и власть
- Мышление
- Паранойяльному важен результат, а не процесс.
- Интероргтехника
- Внедрение идей
- Эрудиция
- Секс, любовь, брак, семья
- Телефон
- Псевдонимы
- Психотехника общения
- Благодарность
- Страдания
- Здоровье
- Статистам
- Коррекция
- Глава II эпилептоид Этимология
- Любовь к порядку
- Мышление
- Принятие решении
- Внушаемость
- Эпергетичность
- Эмпатия
- Эпилептоид с другими психотипами
- Надежность
- Доверие
- Благодарность
- Врет ли эпилептоид?
- Точки над «I»
- Законопослушность
- Справедливость
- Ультиматумы
- Отрицательные оценки
- Обвинения
- Категоричность
- Требовательность
- Авторитарность
- Отношение к новым веяниям
- Переделка характера
- Критика
- Сдержан, ко взрывчат
- Здоровье
- Реакция на конфликтогены
- Вегетатика
- Страдания
- Эпилептоид как семьянин
- В сексе
- Эпилептоиды — люди идеологии
- Родина и честь
- Командир — подчиненный
- Печатное слово
- Чинопочитание
- Ценностные ориентации
- Религия
- Общественная нагрузка
- Эрудиция
- Науки и творчество
- По служебной лестнице
- Обучение
- Честолюбие
- Профессии
- Коммерция
- Бережливость
- Домовитость
- В командировке
- Не склонны к перемене мест
- Выпивает
- Настроение
- Телосложение
- Движения
- Прически
- «Верный Руслан»
- Статистики
- Логика поведения психотипа
- Если вы эпилептоид
- Эпилептоид рядом с вами
- При организации коллективов
- Глава III истероид Этимология
- Тотальная демонстративность
- Природа
- Энергетичность
- Логика психотипа
- Субъект-объектность
- Эмпатия
- Самооценка и уровень притязаний
- Смелость — трусость
- Психическая защита
- Комплекс неполноценности и гиперкомпенсация
- Эмоциональная сфера
- Впечатлительность
- Суггестия
- Ценностные ориентации
- Порядок
- Революция и истероид
- Символика
- Конформизм — нонконформизм
- Эпатирование
- Мышление
- Творчество
- Эрудиция
- Рефлексия
- Телосложение
- Истероидка-кошка
- Маникюр
- «Железная маска»
- Псевдонимы
- Манипуляция
- Отношения с другими психотипами
- Эгоцентризм
- Самолюбие — честолюбие
- Доброта
- Меркантильность
- Ненадежность
- Благодарность
- Общение как ценность
- Психотехники общения
- Позиция оценивания
- Откровенность
- Первичное коммуникативное поведение
- Хрустальная слеза истероида
- Отрицательные оценки
- Конфликты
- Дружба, компании
- Роскошь
- Телефон
- Религия
- В науке
- Профессии
- Философия
- Обучение
- Карьера, власть
- Брак, семья
- Как истероид питается?
- Чистоплотность
- Физкультура, спорт
- Страдание
- Здоровье
- Возраст и истероид
- Статистика
- Плюсы и минусы
- Как вести себя с истероидом
- Коррекция
- Глава IV гипертим Этимология
- Двигательная гиперактивность
- Враг порядка
- Эмпатия
- Доброта
- Религия
- Ненадежен
- Психотехнике общения
- Самооценка и уровень притязании
- Человек без маски
- Смелость
- Влияние
- Воля и эмоции
- Ценностные ориентации
- Мышление и творчество
- Обучение
- Рефлексия
- Память и эрудиция
- Речь и письмо
- Еда и алкоголь
- Профессии
- Дворняжка
- Отношения с другими психотипами
- Справедливость
- Революция
- Романтичность
- Конформизм и нонконформизм
- Коррекция
- Глава V. Шизоид
- Этимология
- Главная черта
- Слабая энергетичность
- Агрессивность
- Порядок
- Движения
- Неаккуратность
- Телосложение
- Прически
- На какое животное похож шизоид?
- Физическое и психическое здоровье
- Ценностные ориентации
- Отсутствие целей
- Космополит
- Понятие греха
- Мышление
- Философия
- Творчество
- Эрудиция
- Рефлексия
- Комплекс неполноценности
- Отношения с людьми
- Субъект-объектность
- Отношение к животным
- Нонконформизм
- Самолюбие
- Бессребреничество
- Страдания
- Работа, карьера
- Политика
- Роли в религии
- Профессии
- Катализатор
- Псевдонимы
- Любовь, брак, семья
- Отдых и хобби
- Отношения с другими психотипами
- Происхождение шизоидов
- Психологическая поддержки
- Шизоид рядом с вами
- Коррекция
- Несколько замечаний в заключение Психотипы и гороскопы
- «Психотипные династии»
- Сочетание психотипных черт
- Как ставить личностный диагноз?
- Введение
- Глава V. Шизоид