Психологическая поддержки
Или, как еще говорят, психологическое сопровождение жизни шизоида — дело трудоемкое, но и благородное..
Гипертим не просит помощи. Паранойяльный отвергает ее вообще, считая, что вполне самодостаточен. Истероид ищет помощи лишь в периоды провалов и кризисов, но в основном это выливается в попытку союза с психотерапевтом против близких. Эпилептоид может разумно принять помощь, если по-настоящему поймет, что в чем-то не прав. Ну а шизоид нуждается в помощи и с большой охотой принимает ее, идя за психологом даже в парадоксальных для обыденного сознания направлениях. В основном он ищет книги, пытается разобраться в себе и в своих отношениях, но охотно идет и на живое консультирование. Нам понятно сейчас, что все психотипы нуждаются в консультировании. Но понимают это в основном шизоиды, потому что они вообще больше понимают в мире науки.
Иные шизоиды трудны для психокоррекции, потому что они часто ищут помощь в эзотерике или в религии. Они нередко углубляются в ненаучные или даже антинаучные дебри и предрассудки и искренне верят в них, пусть и не так упрямо, как паранойяльные, и не так твердо, как эпилептоид доверяет построениям паранойяльных авторитетов. Шизоиды быстрее поддаются логике, потому что сами мыслят логично, и если что-то не додумали, то принимают рассуждения и информацию к размышлению.
Я вижу такую помощь прежде всего в просветительной информации, как бы она ни передавалась: книги или Интернет — не важно. Главное, чтобы книги для затуманенного мозга шизоида создавали не только шизоиды. А то «туман» на «туман» получается «туман в квадрате». Но это могут быть и лекции, дискуссии, тренинги. В клинике, поликлинике, в отдельном кабинете психотерапевта, в школьном кружке психологии, на психологических занятиях по линии отдела кадров, на занятиях по психотехнике общения и психологии отношений в контактной зоне на производстве или в маркетинговой сфере... Но наиболее плодотворно заниматься с шизоидами в клубе психологической культуры.
Такой клуб может быть преимущественно просветительским и тренинговым, как, например, уже упоминавшийся «Маленький принц». Его принцип — «здесь, в скиту» и «там, в миру». Этот принцип исповедовал старец Зосима Достоевского. Он не зазывал Алешу в скит, а посылал его в мир, чтобы тот сеял «там, в миру» доброе. Я доброе понимаю иначе, чем писатель Достоевский, но «организационную сторону метода» Зосимы приветствую.
■ Итак, «в скиту», то есть в клубе, мы пьем чай, знакомимся и дружим, помогаем друг другу материально и морально, женимся, рожаем детей и даже разводимся (увы!).
Но главное — переделываем свое мировоззрение, получаем практически важные психологические знания и проводим тренинги, обретая новые, оптимальные формы взаимодействия с людьми. И при этом не отгораживаемся от жизни, а пребываем в ней, адаптируемся к ней и переделываем ее. Основная часть жизни проходит «в миру», а не «в скиту». Заинтересовавшихся клубом «Маленький принц» за подробностями отсылаю к моей книге «Лабиринты общения» («АСТ-ПРЕСС», 2002).
Возможен и другой вариант. Клуб может быть своеобразной общественной нишей, в которой разворачивается основная часть интеллектуально-эмоциональной жизни людей. Мы переделываем мировоззрение, передаем практически важные психологические знания, проводим тренинги, приобщаем к новым оптимальным формам взаимодействия с людьми. Но!
■ Главное, пьем чай, знакомимся и дружим, помогаем друг другу материально и морально, женимся, рожаем детей и даже разводимся (увы!).
«Здесь нам хорошо, и не нужна нам внешняя жизнь с ее хамством и несправедливостью», — решают многие члены такой общины. Они, не отгораживаясь от внеклубной жизни полностью, предпочитают общаться с единомышленниками. Большая часть их жизни проходит «в скиту», а не «в миру». Сеть таких клубов в России, которая стала своеобразной психологической империей, создал мой ученик Н. И. Козлов. Многие читали его знаменитые уже книги «Как относиться к себе и людям», «Философские сказки», «Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни», «Формула личности». А свою клубную сеть он назвал «Синтон» — лаконичное слово, ставшее популярным и означающее «созвучие». Имеется в виду созвучие душ. Отсылаю интересующихся такой системой к его книгам.
Моя бывшая сотрудница Н. Сугробова (Айша) создала еще более «крутой» вариант — общину в российской деревне. В ней на основе восточных вероучений (смесь индуизма, дзэн-буддизма и пр.) люди живут еще более замкнуто, хотя и не совсем: общаются с деревенскими, учатся у них сельскому хозяйству и работают, ведут натуральное хозяйство. Едят то, что сами выращивают. Питаются исключительно растительной пищей. В общине доверительные отношения. Там тоже образуются супружеские пары, рождаются и воспитываются дети, Все друг друга понимают. Каждый день заканчивается «психологическим кругом», на котором люди делятся своими переживаниями. Обсуждаются и теоретические проблемы психологии, имеющие практическое значение. Совершенно отсутствует соревновательное начало. Оно вытеснено взаимопомощью. В этой общине шизоидам (впрочем, там есть и сензитивы, и гипертимы, и даже эпилептоиды) психологически комфортно. В то же время это не секта. Нет принудительного обобществления имущества. Зарабатывают они психологической помощью, консультированием, целительством, продажей сельхозпродукции. И покупают раз в год очередной деревенский дом, благоустраивают его и принимают из разных районов страны людей, которым некуда деться.
Я испытал на себе благотворное действие всей обстановки у Айши. Рекомендую поэтому ее метод не только теоретически. Но по своему психотипу я комфортнее чувствую себя в социуме и предпочитаю поэтому метод, используемый в клубе «Маленький принц».
Наверное, надо делать и то, что у меня, и то, что у Козлова, и то, что у Айши.
Часто создание общин связано с эзотерикой, религией излишним авторитаризмом их основателей. На мой взгляд — к сожалению. Шизоиды, конечно, критичны. Но психологический комфорт, который они получают в таких «монастырях» (без собственно монашества), оказывается для них более важным. В то же время шизоиды ведь и сами склонны к эзотерике. Они любят эзотерику в себе, а не так, как истероиды, себя в эзотерике, так что легко уживаются и с основным направлением лидера и с другими шизоидами с отклоняющимся мышлением.
- Егидес Аркадий Петрович Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности введение
- Глава I паранойяльный психотип Этимология
- Главная черта — целеустремленность
- Энергетичность
- Логики психотипа
- Порядок
- Цели — в социуме
- В других сферах
- Роль в религии
- Роли в политике и в муке
- Профессии
- Катализатор
- Философия
- Субъект-объектность
- Суггестия
- Эмпатия
- Благодеяния
- Вероломность
- Комплекс неполноценности и гиперкомпенсщия
- Психическая защита
- Отношения с людьми
- Самолюбие
- Справедливость, законы, отношение к власти
- Жертвенность и жертвоприношение
- Авторитарность
- Космополит
- Миссия мессии
- Ценностные ориентации
- Обучение
- Карьера и власть
- Мышление
- Паранойяльному важен результат, а не процесс.
- Интероргтехника
- Внедрение идей
- Эрудиция
- Секс, любовь, брак, семья
- Телефон
- Псевдонимы
- Психотехника общения
- Благодарность
- Страдания
- Здоровье
- Статистам
- Коррекция
- Глава II эпилептоид Этимология
- Любовь к порядку
- Мышление
- Принятие решении
- Внушаемость
- Эпергетичность
- Эмпатия
- Эпилептоид с другими психотипами
- Надежность
- Доверие
- Благодарность
- Врет ли эпилептоид?
- Точки над «I»
- Законопослушность
- Справедливость
- Ультиматумы
- Отрицательные оценки
- Обвинения
- Категоричность
- Требовательность
- Авторитарность
- Отношение к новым веяниям
- Переделка характера
- Критика
- Сдержан, ко взрывчат
- Здоровье
- Реакция на конфликтогены
- Вегетатика
- Страдания
- Эпилептоид как семьянин
- В сексе
- Эпилептоиды — люди идеологии
- Родина и честь
- Командир — подчиненный
- Печатное слово
- Чинопочитание
- Ценностные ориентации
- Религия
- Общественная нагрузка
- Эрудиция
- Науки и творчество
- По служебной лестнице
- Обучение
- Честолюбие
- Профессии
- Коммерция
- Бережливость
- Домовитость
- В командировке
- Не склонны к перемене мест
- Выпивает
- Настроение
- Телосложение
- Движения
- Прически
- «Верный Руслан»
- Статистики
- Логика поведения психотипа
- Если вы эпилептоид
- Эпилептоид рядом с вами
- При организации коллективов
- Глава III истероид Этимология
- Тотальная демонстративность
- Природа
- Энергетичность
- Логика психотипа
- Субъект-объектность
- Эмпатия
- Самооценка и уровень притязаний
- Смелость — трусость
- Психическая защита
- Комплекс неполноценности и гиперкомпенсация
- Эмоциональная сфера
- Впечатлительность
- Суггестия
- Ценностные ориентации
- Порядок
- Революция и истероид
- Символика
- Конформизм — нонконформизм
- Эпатирование
- Мышление
- Творчество
- Эрудиция
- Рефлексия
- Телосложение
- Истероидка-кошка
- Маникюр
- «Железная маска»
- Псевдонимы
- Манипуляция
- Отношения с другими психотипами
- Эгоцентризм
- Самолюбие — честолюбие
- Доброта
- Меркантильность
- Ненадежность
- Благодарность
- Общение как ценность
- Психотехники общения
- Позиция оценивания
- Откровенность
- Первичное коммуникативное поведение
- Хрустальная слеза истероида
- Отрицательные оценки
- Конфликты
- Дружба, компании
- Роскошь
- Телефон
- Религия
- В науке
- Профессии
- Философия
- Обучение
- Карьера, власть
- Брак, семья
- Как истероид питается?
- Чистоплотность
- Физкультура, спорт
- Страдание
- Здоровье
- Возраст и истероид
- Статистика
- Плюсы и минусы
- Как вести себя с истероидом
- Коррекция
- Глава IV гипертим Этимология
- Двигательная гиперактивность
- Враг порядка
- Эмпатия
- Доброта
- Религия
- Ненадежен
- Психотехнике общения
- Самооценка и уровень притязании
- Человек без маски
- Смелость
- Влияние
- Воля и эмоции
- Ценностные ориентации
- Мышление и творчество
- Обучение
- Рефлексия
- Память и эрудиция
- Речь и письмо
- Еда и алкоголь
- Профессии
- Дворняжка
- Отношения с другими психотипами
- Справедливость
- Революция
- Романтичность
- Конформизм и нонконформизм
- Коррекция
- Глава V. Шизоид
- Этимология
- Главная черта
- Слабая энергетичность
- Агрессивность
- Порядок
- Движения
- Неаккуратность
- Телосложение
- Прически
- На какое животное похож шизоид?
- Физическое и психическое здоровье
- Ценностные ориентации
- Отсутствие целей
- Космополит
- Понятие греха
- Мышление
- Философия
- Творчество
- Эрудиция
- Рефлексия
- Комплекс неполноценности
- Отношения с людьми
- Субъект-объектность
- Отношение к животным
- Нонконформизм
- Самолюбие
- Бессребреничество
- Страдания
- Работа, карьера
- Политика
- Роли в религии
- Профессии
- Катализатор
- Псевдонимы
- Любовь, брак, семья
- Отдых и хобби
- Отношения с другими психотипами
- Происхождение шизоидов
- Психологическая поддержки
- Шизоид рядом с вами
- Коррекция
- Несколько замечаний в заключение Психотипы и гороскопы
- «Психотипные династии»
- Сочетание психотипных черт
- Как ставить личностный диагноз?
- Введение
- Глава V. Шизоид