Религия
Истероид и религия — о, это поэма, роман в стихах. Как я буду смотреться в гробу? Меня не будет, как меня все будут хоронить и оплакивать в церкви? А пойдет мне монашеское одеяние? И все это рассматривается с эстетических позиций. Взгляните, как истероидка крестится, как целует иконы...
■ Я как-то прогуливался в Париже по улице Сен-Дени, где проститутки штабелями стоят у каждого подъезда, вертя ключи на пальце, причем все они в основном в белых или по крайней мере в светлых одеждах. Увлекательное зрелище.
И вот одна из них открывает сумочку, бросает туда ключи и, склонив голову, решительным шагом направляется к готическому храму Сен-Дени (потому и улица так зовется). А я в это время как раз и направлялся в храм, когда мы поравнялись, я пропустил ее вперед, она взглянула на меня искоса, слезы закапали на белое платьице «мини»; кажется, во взгляде промелькнуло что-то вроде благодарности: я отнесся к ней как к даме. Но дальше я просто оторопел, так поразило меня увиденное. Храм был почти пуст: три человека причащались у священника. А моя героиня плашмя упала на пол и медленно поползла к священнику, извиваясь и завывая — словно призывая смотреть на нее... Мне вспомнились тогда кадры из гуманистического итальянского фильма «Ночи Кабирии», когда героиня Феллини приходит с подругой в церковь. Но «моя» героиня была явно живописней.
Подобно тому как и в политике, в религии истероид может уйти за чудотворцем-пророком и вписаться в его. паству-свиту. Истероидка может стать монахиней. Истероиды — наилучшая почва для магических религиозных чудесных исцелений, потому что и болезнь их — это тоже демонстрация страданий, а исцеление — прилюдная демонстрация чудотворства пророка. И происходит это не как в «Празднике святого Иоргена», где Игорь Ильинский притворился калекой и когда Кторов его «излечил», то он и пошел в пляс. Нет, в реальной жизни у истероида — самовнушение болезни и самовнушение исцеления — все развивается на бессознательном уровне. И особенно ярко это проявляется в случаях «бесноватости» — то бес вселился, а то его взяли да выгнали. Это кликушеством называется. Это тоже частая роль ис-тероидов в религиозных шоу.
Истероидки, как говорилось, нередко и в монастырях встречаются, чаще в качестве послушниц, потом, может быть, и в роли игуменьи (вспомним милый фильм «Небесные ласточки»). Там они, «одержимые бесом», не только чудесно исцеляются, но и убегают с любовниками, а потом, несчастные и кающиеся, возвращаются, чтобы затем снова сбежать...
Часто, очень часто истероиды увлекаются не религией, а эзотерикой, околорелигиознымй течениями. Истероиду очень хочется быть ближе к таинственному миру, быть «посвященным», каким-то особым, не таким, как все. Особенно модны у сегодняшних европейцев восточные веяния.
■ Просто христианство — это для истероидки уже мало. Нет, она должна стать колдуньей, целительницей, гадать на картах Таро, быть экстрасенсом или клиенткой экстрасенса, летать с пришельцами в космос, знаться с полтергейстом...
Истероидка часто ориентируется на гадания, на гороскопы, при этом верит в то, что ей подсказывают ее иррациональные потребности: она должна выйти замуж за директора, ей на роду написано быть актрисой...
Грех
Грех и истероидность — понятия нерасторжимые. Они словно созданы друг для друга. Это дуга лука и его тетива. Если паранойяльный грешит и не кается, эпилептоид, как правило, не грешит и потому не кается, то истероид грешит, чтобы каяться. В прилюдном грехе и прилюдном покаянии он получает особое удовольствие. Совершать что-нибудь незапретное ему неинтересно, ему нужен скандал вокруг его греха. А потом — всеобщее сочувствие и прощение после публичного покаяния. В общем, кающаяся Магдалина, такой сияющий образ истероидки на все времена. И если гипертим тоже грешит и кается, то у него грех — естественное состояние тела, не более чем физиологический процесс, а у истероида грех — это естественное состояние души. Покаяние у гипертима выражено просто, дескать, прости меня грешного, — перекрестился и опрокинул чарку. Покаяние у истероида — это почти шекспировская трагедия. Это «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».
■ Это налагание эпитимьи, самоуничижение, чуть ли не самоуничтожение, со слезами, расцарапанным лицом, раскачиванием в согбенной позе, катанием по грязному полу или по роскошному, хорошо пропылесосенному ковру.
А потом — просветление, душа очистилась в покаянии, так что можно снова сладко грешить, Бог простит.
Греховность у истероида связана с мазохистскими склонностями. Возьмем даже само устрашающее понятие ад. Ад — это то, что ждет грешника на том свете за его грехи. И смотрите, если то или иное действие, даже и очень «недостойное», не грозит мучениями в аду, если оно незапретно, то оно как бы и не так интересно. А вот если за грех будешь мучиться на том свете — это уже что-то, это уже некий смысл этой жизни.
Но ведь и на этом свете можно устроить себе ад: заявите, что вы голубой, и будете обеспечены скандалами на всю оставшуюся жизнь: осмеяние, оплевывание, освистывание, избиения. Но они же хотят, очень хотят, чтобы их избили физически и морально, а потом пожалели, приголубили, додали бы родительскую любовь, которой им так не хватало в детстве. Несчастность, которая испытывается при такой мазохистской провокации агрессии на себя, должна спровоцировать жалость.
Такое психоаналитическое толкование имеет естественное продолжение. Паранойяльные пророки-садисты придумывают ад, испытывая наслаждение от самого только описания будущих мучений грешников. А эпилептоидные «инквизиторы» испытывают райское блаженство от того, что здесь и теперь они этого грешника фейсом об сейф (так больнее и впечатлительнее, чем об тэйбл — сравните-ка: дерево или железо?). Ну а уж если это настоящая, католическая, инквизиция, то можно и на костер. Часть истероидов уподобляется в этом отношении и паранойяльным, и эпилептоидам, с той, может быть, разницей, что садистские и мазохистские тенденции у истероидов в основном взаимозаменяемы.
- Егидес Аркадий Петрович Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности введение
- Глава I паранойяльный психотип Этимология
- Главная черта — целеустремленность
- Энергетичность
- Логики психотипа
- Порядок
- Цели — в социуме
- В других сферах
- Роль в религии
- Роли в политике и в муке
- Профессии
- Катализатор
- Философия
- Субъект-объектность
- Суггестия
- Эмпатия
- Благодеяния
- Вероломность
- Комплекс неполноценности и гиперкомпенсщия
- Психическая защита
- Отношения с людьми
- Самолюбие
- Справедливость, законы, отношение к власти
- Жертвенность и жертвоприношение
- Авторитарность
- Космополит
- Миссия мессии
- Ценностные ориентации
- Обучение
- Карьера и власть
- Мышление
- Паранойяльному важен результат, а не процесс.
- Интероргтехника
- Внедрение идей
- Эрудиция
- Секс, любовь, брак, семья
- Телефон
- Псевдонимы
- Психотехника общения
- Благодарность
- Страдания
- Здоровье
- Статистам
- Коррекция
- Глава II эпилептоид Этимология
- Любовь к порядку
- Мышление
- Принятие решении
- Внушаемость
- Эпергетичность
- Эмпатия
- Эпилептоид с другими психотипами
- Надежность
- Доверие
- Благодарность
- Врет ли эпилептоид?
- Точки над «I»
- Законопослушность
- Справедливость
- Ультиматумы
- Отрицательные оценки
- Обвинения
- Категоричность
- Требовательность
- Авторитарность
- Отношение к новым веяниям
- Переделка характера
- Критика
- Сдержан, ко взрывчат
- Здоровье
- Реакция на конфликтогены
- Вегетатика
- Страдания
- Эпилептоид как семьянин
- В сексе
- Эпилептоиды — люди идеологии
- Родина и честь
- Командир — подчиненный
- Печатное слово
- Чинопочитание
- Ценностные ориентации
- Религия
- Общественная нагрузка
- Эрудиция
- Науки и творчество
- По служебной лестнице
- Обучение
- Честолюбие
- Профессии
- Коммерция
- Бережливость
- Домовитость
- В командировке
- Не склонны к перемене мест
- Выпивает
- Настроение
- Телосложение
- Движения
- Прически
- «Верный Руслан»
- Статистики
- Логика поведения психотипа
- Если вы эпилептоид
- Эпилептоид рядом с вами
- При организации коллективов
- Глава III истероид Этимология
- Тотальная демонстративность
- Природа
- Энергетичность
- Логика психотипа
- Субъект-объектность
- Эмпатия
- Самооценка и уровень притязаний
- Смелость — трусость
- Психическая защита
- Комплекс неполноценности и гиперкомпенсация
- Эмоциональная сфера
- Впечатлительность
- Суггестия
- Ценностные ориентации
- Порядок
- Революция и истероид
- Символика
- Конформизм — нонконформизм
- Эпатирование
- Мышление
- Творчество
- Эрудиция
- Рефлексия
- Телосложение
- Истероидка-кошка
- Маникюр
- «Железная маска»
- Псевдонимы
- Манипуляция
- Отношения с другими психотипами
- Эгоцентризм
- Самолюбие — честолюбие
- Доброта
- Меркантильность
- Ненадежность
- Благодарность
- Общение как ценность
- Психотехники общения
- Позиция оценивания
- Откровенность
- Первичное коммуникативное поведение
- Хрустальная слеза истероида
- Отрицательные оценки
- Конфликты
- Дружба, компании
- Роскошь
- Телефон
- Религия
- В науке
- Профессии
- Философия
- Обучение
- Карьера, власть
- Брак, семья
- Как истероид питается?
- Чистоплотность
- Физкультура, спорт
- Страдание
- Здоровье
- Возраст и истероид
- Статистика
- Плюсы и минусы
- Как вести себя с истероидом
- Коррекция
- Глава IV гипертим Этимология
- Двигательная гиперактивность
- Враг порядка
- Эмпатия
- Доброта
- Религия
- Ненадежен
- Психотехнике общения
- Самооценка и уровень притязании
- Человек без маски
- Смелость
- Влияние
- Воля и эмоции
- Ценностные ориентации
- Мышление и творчество
- Обучение
- Рефлексия
- Память и эрудиция
- Речь и письмо
- Еда и алкоголь
- Профессии
- Дворняжка
- Отношения с другими психотипами
- Справедливость
- Революция
- Романтичность
- Конформизм и нонконформизм
- Коррекция
- Глава V. Шизоид
- Этимология
- Главная черта
- Слабая энергетичность
- Агрессивность
- Порядок
- Движения
- Неаккуратность
- Телосложение
- Прически
- На какое животное похож шизоид?
- Физическое и психическое здоровье
- Ценностные ориентации
- Отсутствие целей
- Космополит
- Понятие греха
- Мышление
- Философия
- Творчество
- Эрудиция
- Рефлексия
- Комплекс неполноценности
- Отношения с людьми
- Субъект-объектность
- Отношение к животным
- Нонконформизм
- Самолюбие
- Бессребреничество
- Страдания
- Работа, карьера
- Политика
- Роли в религии
- Профессии
- Катализатор
- Псевдонимы
- Любовь, брак, семья
- Отдых и хобби
- Отношения с другими психотипами
- Происхождение шизоидов
- Психологическая поддержки
- Шизоид рядом с вами
- Коррекция
- Несколько замечаний в заключение Психотипы и гороскопы
- «Психотипные династии»
- Сочетание психотипных черт
- Как ставить личностный диагноз?
- Введение
- Глава V. Шизоид