13. Определение характера
Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе. Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, других удовлетворяют простые виды. В процессе общения о характере человека судят по его манере поведения, способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое и т. д.). При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры.
Мы говорим о характере, когда отмечаем степень самостоятельности человека, его трудолюбие и настойчивость, целеустремленность и упорство.
Когда человек проявляет противоположные качества и в деятельности, и в общении, о нем говорят, что он бесхарактерный. Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование.
В структуре черт характера можно выделить следующие блоки:
1) система отношения к действительности;
2) волевые качества.
В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на: 1) отношение к коллективу, другим людям (честность, коллективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т. д.);
(рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т. д.);
3) отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.).
Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы.
Он тесно связан с потребностями и интересами и явно проявляется тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и актуальные потребности.
В отличие от других личностных качеств характер формируется в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью.
Например, интересы, социальные установки могут меняться в течение всей жизни человека.
Изменение характера возможно, но это происходит лишь в исключительных случаях, например, когда человек тяжело заболевает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кризиса, в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе.
- 1.Предмет психологии. Понятие о психике. Структура психики
- 2.Понятие о сознании и самосознании личности.
- 3.Понятие о навыках и умениях. Условия и механизмы формирования навыков и умений
- 4. Понятие «общение» в современной психологии
- Восприятие и понимание людьми друг друга
- 5. Социально-психологическая характеристика коллектива
- 10.Понятие о мышлении. Виды мышления по характеру
- 11. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения
- 12.Психологическая характеристика типов темперамента
- 13. Определение характера
- Типология характеров
- 14.Понятие о способностях. Структура, уровни, условия формирования и развития способностей.
- 15.Понятие о воле, структура волевого действия. Локус контроля
- 16. Движущие силы, факторы и условия психического развития
- 17.Основные закономерности психического развития.
- 18. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития.
- 19.Психологическая готовность к обучению в школе.
- 20.Особенности познавательных процессов младшего школьника.
- 21.Основные направления в развитии личности подростка.
- 23. Психологические требования к личности учителя
- 2.Проективные способности.
- 25. Методы научных исследований