14.Понятие о способностях. Структура, уровни, условия формирования и развития способностей.
Способности – это врожденные и приобретенные индивидуальные психофизиологические свойства, которые отличают одного человека от другого и имеют отношение к успешному выполнению одной или нескольких видов деятельностей. Способности обусловлены как генетически, так и социально. Способности своеобразны, отличают одного человека от другого; всегда связаны с психологическими свойствами (длина пальцев человека не является способностью). Наличие способностей гарантирует успешное выполнение деятельности, при наличии, безусловно, соответствующих знаний, умений и навыков.
Признаками способностей выступают: легкость выполнения деятельности; быстрота ее выполнения; своеобразие достигнутых результатов и их значимость; темп продвижения в выполнении деятельности; широта переноса формирующихся качеств; соотношение физических затрат и конечного результата.
Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Будучи связанными с деятельностью, способности не тождественны ее результату (умениям и навыкам). Обладая специфическими признаками, способности, умения и навыки влияют друг на друга. При наличии умений и навыков способности быстрее формируются и проявляются. И, наоборот, при сформированности способностей ученик быстрее и легче овладевает способами решения задач.
Природными предпосылками способностей являются задатки. Задатки – это отдельные врожденные анатомо-физиологические свойства организма, которые определяют индивидуальные различия людей. К задаткам относят тип нервной системы, особенности строения мозга и др. И.П. Павлов выделил три типа людей в зависимости от развития у них I и II сигнальных систем: мыслительный тип, художественный тип и средний тип. Каждому из них свойственны специфические особенности овладения деятельностью. Следует иметь в виду, что задатки – это не гарантия способностей, это только условие для их развития; свойства нервной системы не определяют форму поведения человека. Задатки многозначны: на основе одних задатков могут сформироваться разные способности. До сих пор в психологии не выявлены сенситивные периоды в развитии способностей. Наблюдения за одаренными детьми вместе с тем показывают, что способности могут проявиться в дошкольном возрасте, к примеру, музыкальные. Значительно позже формируются литературные способности, требующие наличия у человека богатого жизненного опыта.
Структура и уровни развития способностей
Для успешного выполнения деятельности необходима совокупность качеств, которые объединяются вокруг направленности личности (интерес к профессии и желание ею заниматься). Так, структура педагогических способностей (Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин и др.) включает: дидактические способности (умения объяснять материал), академические (научные знания в области преподаваемого предмета), речевые, коммуникативные, организаторские, суггестивные (способности внушать), артистические, педагогический такт и эмпатию. Если одна из способностей недостаточно развита, возможна ее компенсация за счет усиленного развития других способностей.
Выделяют следующие уровни в развитии способности: талант и гениальность. Талант – это высокий уровень развития способности. Гениальность – это высшая степень развития таланта. О гениальности личности говорят при наличии у нее значительных достижений в нескольких сферах деятельности благодаря сформированным способностям. Гениальной также считают личность, сделавшую принципиально важное открытие в какой-то области знания для всего человечества. Для обозначения благоприятной комбинации интеллекта, творческих способностей и мотивации используют словосочетания «талантливые дети» и «одаренные дети», которые можно рассматривать в качестве синонимов. Вундеркинд – это ребенок, характеризующийся ярко выраженной одаренностью.
По результатам исследования в структуру общей одаренности ребенка входят собранность, внимательность, неуемная потребность в труде, мыслительная деятельность
(системность ума, высокий уровень анализа, самостоятельность). К факторам развития одаренных детей относят активность и саморегуляцию.
Н.С. Лейтос выделяет три группы одаренных детей:
1. Дети с ранним подъемом интеллекта. В три года они уже умеют писать, читать, проявляют склонность к рассуждениям. В школе имеют быстрый темп обучения.
2. Дети с ярко выраженными специальными способностями в отдельной области (музыка, математика), которые проявляются в раннем возрасте. Эта категория детей, как правило, имеет высокую успеваемость в школе по отдельным предметам, овладение которых требует наличия специальных способностей.
3. Дети с потенциальными признаками одаренности. Для этих детей характерна самостоятельность и оригинальность суждений, однако высоких достижений в учебной деятельности они могут не демонстрировать. По причине неприятия отдельными учителями и сверстниками эти дети нуждаются в поддержке со стороны психолога.
Условия развития способностей
Главное условие развития способностей – наличие деятельности, которая должна быть разнообразной по содержанию и используемым формам работы, построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, стимулировать их к поиску нестандартных способов решения задач. Работая с одаренными детьми, следует учесть возрастные предпосылки одаренности, выделенные Н.С. Лейтосом: в младшем школьном возрасте это вера в истину, восприимчивость, в подростковом – энергия и склонности, в старшем школьном возрасте – склонность к рассуждениям. Важно, чтобы выполняемая деятельность вызывала у детей позитивные эмоции, переживания которых во многом связаны с достигаемыми результатами. Дети должны осознавать свою успешность и компетентность в выполняемой деятельности. При этом задача учителя – развивать у них высокую самоэффективность (А. Бандура), которая позволит учащимся ставить сложные цели, прилагать усилия для их достижения, мужественно преодолевать препятствия, поддерживать у себя высокую адекватную самооценку и высокий адекватный уровень притязаний. Работая на зону ближайшего развития детей (Л.С. Выготский), поддерживая их, учитель должен развивать у них настойчивость и самокритичность, формировать учебную мотивацию школьников, побуждать, а не принуждать их заниматься деятельностью.
Осуществляя развитие творческих способностей школьников, педагогу необходимо учесть связь творчества и адаптации. Выявлены четыре группы детей с учетом связи творческих способностей и адаптации: а) дети с высоким уровнем творчества и интеллекта (верят в свои возможности, имеют хороший самоконтроль, хорошую социальную интеграцию, высокую способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому); б) дети с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями (энергия направлена на достижение успеха в учебе, неудачи воспринимаются как катастрофа, боязнь риска и высказывания своего мнения, пониженная общительность, боязнь самооценки); в) дети с низким уровнем интеллекта, но с высоким творческим потенциалом (постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями, недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение, боязнь оценки со стороны окружающих); г) дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей (хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью). Таким образом, проблемная адаптация наиболее вероятна у детей, которые принадлежат к двум промежуточным группам. Эти две группы детей требуют поддержки со стороны психолога и учителя в период адаптации к новой реальности.
В качестве подходов к обучению одаренных детей за рубежом используют акселерацию (ускорение развития) и обогащение. Акселерация предполагает ускоренное развитие детей за счет использования компактных программ и сокращения сроков обучения. Обогащение осуществляется путем предоставления ученикам (только 25% школьникам) дополнительного и разнообразного материала с учетом их познавательных потребностей и интересов. «Модель вращающейся двери», направленная на обогащение, включает отбор одаренных детей по трем критериям (интеллект, креативность, мотивация) и вовлечение их в проекты. Участники этой программы могут в любой момент покинуть ее. Для развития одаренных школьников в гимназиях и лицеях Беларуси формируются профильные и мультипрофильные классы, осуществляется индивидуализация обучения, организуется научно-исследовательская деятельность.
- 1.Предмет психологии. Понятие о психике. Структура психики
- 2.Понятие о сознании и самосознании личности.
- 3.Понятие о навыках и умениях. Условия и механизмы формирования навыков и умений
- 4. Понятие «общение» в современной психологии
- Восприятие и понимание людьми друг друга
- 5. Социально-психологическая характеристика коллектива
- 10.Понятие о мышлении. Виды мышления по характеру
- 11. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения
- 12.Психологическая характеристика типов темперамента
- 13. Определение характера
- Типология характеров
- 14.Понятие о способностях. Структура, уровни, условия формирования и развития способностей.
- 15.Понятие о воле, структура волевого действия. Локус контроля
- 16. Движущие силы, факторы и условия психического развития
- 17.Основные закономерности психического развития.
- 18. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития.
- 19.Психологическая готовность к обучению в школе.
- 20.Особенности познавательных процессов младшего школьника.
- 21.Основные направления в развитии личности подростка.
- 23. Психологические требования к личности учителя
- 2.Проективные способности.
- 25. Методы научных исследований