logo

20.Особенности познавательных процессов младшего школьника.

Внимание.

1.Преобладает непроизвольное внимание. Ребенок еще плохо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже при сосредоточении внимания учащиеся часто не замечают главного, существенного. Учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или признаки.

2.Внимание младшего школьника тесно связано с деятельностью мышления, поэтому ученики не могут сконцентрировать внимание на непонятном, неясном для них материале.

3.Внимание связано с эмоциями и чувствами, поэтому все, что вызывает переживания, приковывает внимание.

4.Произвольное внимание младших школьников развито лучше, чем у дошкольников. Но его отличает высокая неустойчивость (процессы возбуждения преобладают над торможением). Быстро наступает утомление и охранительное торможение. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом 10 – 20 минут (в то время как подростки 40 – 45 минут, а старшеклассники 45 – 50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. Объем внимания у шестилетних детей 2 – 3 объекта, к концу младшего школьного возраста 4- 5 объектов.

На протяжении младшего школьного возраста свойства произвольного внимания: объем, устойчивость, распределение, концентрация развиваются и становятся к подростковому возрасту почти такими же, как у взрослого человека.

Восприятие.

1.Восприятие носит непроизвольный характер.

2.Младшие школьники замечают в предметах не самое главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

3.Восприятие отличается слабой дифференцированностью. Дети могут пропускать и заменять буквы в словах. Путать буквы и цифры (например, Э и З, 6 и 9).

4.Восприятие мл. школьников отличается остротой и свежестью.

5.Восприятие тесно связано с действиями ученика. Воспринять предмет – значит что-то сделать с ним, что-то изменить.

6.Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие. Это легко прослеживается при описании детьми картины. А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2 – 5 лет стадией перечисления, а в 6 – 9 лет – стадией описания. После 9 – 10 лет целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).

Младшие школьники неадэкватно воспринимают временные промежутки. Они уменьшают реальную длительность минуты и преувеличивают длительность больших промежутков времени час, месяц, год.

Развитие восприятия на протяжении младшего школьного возраста идет в направлении произвольности а также в направлении целенаправленного наблюдения.

Память.

Память младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

Младшие школьники непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образными воспоминаниями.

Но, в отличие от дошкольников, младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом обучение все в большей мере строится с опорой на произвольную память.

Память младших школьников является хорошей. Особенно быстро развивается у младших школьников механическая память. Несколько отстает в развитии логическая память. Но на протяжении младшего школьного возраста она совершенствуется. Ребенок осмысливает учебный материал, понимает его и одновременно запоминает. Таким образом, развитие логической памяти и мышления неразрывно связано.

Наибольшую трудность для младших школьников представляет воспроизведение. Так как младшие школьники используют малое количество приемов осмысленного запоминания, то и воспроизводить материал им сложно. Они заучивают материал, чтобы воспроизвести его близко к тексту.

Мышление.

В младшем школьном возрасте мышление становится доминирующей психической функцией. От нее зависит развитие всех остальных психических функций.

Прогресс в умственном развитии младших школьников является довольно заметным. Если в начале обучения преобладает наглядно-образное мышление, то через два-три года у младшего школьника уже словесно-логическое мышление на уровне конкретных понятий.

Совершенствуются все операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Развивается абстрагирование.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядный образец. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия в мышлении, среди детей можно выделить группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Воображение.

До семилетнего возраста воображение ребенка репродуктивное. Оно характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. При чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ без этого он не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-8 летнего возраста.

Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ.

Образы воображения в 6-7 лет возникают непроизвольно. Они отличаются бедностью, носят схематический характер. По мере обучения в школе образы воображения становятся более четкими, ясными, имеют множество признаков, могут возникать произвольно, на основе слова (по рассказу учителя, по прочитанному тексту).