1.2.4 Способности личности
Понять причины продуктивной деятельности человека невозможно без анализа и понимания его способностей.
СПОСОБНОСТИ – система свойств личности, определяющая успешность поведения и деятельности.
По способностям люди различаются не меньше, чем по характеру и внешнему облику. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее осуществления.
Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обуславливают успешное выполнение любых видов деятельности, а специальные – лишь отдельных видов деятельности. Выделяют профессиональные способности, обеспечивающие успешную работу человека той или иной профессии. Способности квалифицируют личность прежде всего как субъекта деятельности. Способность жить полной жизнью – способность наиболее общая и в наибольшей степени определяющая качество жизни и, следовательно, удовлетворенность жизнью. Трудности многих неудачливых в жизни людей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к достижениям в жизни. Можно сказать, что успехи в учебе, на работе и в жизни в целом более зависят от представлений человека о своих способностях, от четкости и значимости достигаемых целей, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем и стремление к нему.
Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности и др.).
Способности несут в себе природные предпосылки в виде задатков.
ЗАДАТКИ– это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.
Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой личности, задатки преобразуются и изменяются. Задатки не делают автоматически человека человеком. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого сообщества; собственно человеческая психология, человеческие способности у них так и не складывались. Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых условиях. При этом психическое развитие обезьяны и человека происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были совершенно разными исходные органические предпосылки развития (задатки). От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности.
К специфически человеческим способностям относят способность человека к труду, к рефлексии, к общению при помощи языка, к саморазвитию.
Способности можно рассматривать не только по качественным характеристикам, но и по уровню (масштабу) проявления. Для этого в психологии используют такие понятия, как «одаренность», «талант», «гениальность».
ОДАРЕННОСТЬ– своеобразное сочетание задатков, обеспечивающее широту возможностей человека для успешного выполнения деятельности.
Об одаренности говорят лишь в том случае, когда врожденные предпосылки данного человека явно превосходят способности большинства людей. Например, одаренные дети могут обнаруживать общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, к технике). Одаренность принято определять по темпу умственного развития – степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не являются достаточным залогом будущего таланта.
ТАЛАНТ– высокий уровень развития прежде всего специальных способностей.
О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью. Т.е. талант отличается от одаренности тем, что дар должен реализоваться, должно быть его подкрепление значительными результатами. Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве. Важно, чтобы талант проявлялся в тех сферах, где есть общественный запрос. Следовательно, в развитии таланта огромную роль играет мировоззрение, нравственные качества человека, его общественная позиция. Здесь опять сказывается целостность и единство личности, о которых мы уже говорили: никакое изолированное качество психики не обеспечивает настоящих успехов в деятельности.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высший уровень развития способностей – как общих, так и специальных.
О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Разница между гением и остальными смертными осознавалась людьми всегда. Первым объяснением существования выдающихся способностей было их неземное, божественное происхождение. Но уже мыслители эпохи Просвещения отмечали, что вокруг гениев нагромождено чересчур много мифов и легенд. На самом деле гений спит в любом человеке, и, чтобы разбудить его, надо лишь умело трудиться и упорно добиваться поставленных целей.
Степень развития способностей в ряду других свойств личности (направленность, темперамент, характер) составляет основу для профессионального самоопределения человека. Если особенности направленности позволяют ответить на вопрос «хочу ли я делать это», то способности – на вопрос «могу ли я делать это». Профессиональное самоопределение – длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в профессиональном психологическом сопровождении.
- 1.1.1 Проблема личности в системе современного научного знания.
- 1.1.2 Различные подходы к пониманию личности в психологии.
- 1.1.3 Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
- 1.2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности
- 1.2.2 Темперамент: определение и сферы проявления
- 1.2.3 Соотношение темперамента и характера
- 1.2.4 Способности личности
- 1.2.5 Направленность личности
- Жизненные события, способные вызвать стресс (по т. Холмсу, р. Рахэ)
- 1.3.2 Активность личности
- 1.3.3 Способы личностного поведения
- Тема 1.4 я – концепция
- 1.4.1 Самосознание личности и его компоненты
- 1.4.2 Понятие я – концепции
- 1.4.3 Я – концепция в различных психологических теориях
- 1.5.1 Критерии сформированности и процесс формирования личности.
- 1.5.2 Свобода личности.
- 6.1 Психоаналитическая теория личности з. Фрейда.
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- 7.1 Эго-теория личности э. Эриксона.
- 7.2 Социокультурная теория личности к. Хорни.
- 8.2 Реформа бихевиоризма б. Ф. Скиннером
- Развитие личности
- 8.3 Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (к. Халл)
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Структура личности
- 8.4 Научение через моделирование и теория социального научения (а. Бандура, Дж. Роттер).
- 9.1 Теория личностных конструктов Дж. Келли.
- 9.2 Теория поля Курта Левина.
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- 12.2 Заброшенность и судьба как основания существования
- Миропроект
- 13.1 Теория личности а. Ф. Лазурского.
- 13.2 Теория личности в. Н. Мясищева.
- 13.3 Теория личности к. К. Платонова.
- 13.4 Теория личности а. Н. Леонтьева.
- 13.5 Теория личности с. Л. Рубинштейна.
- 13.6 Учение б. Г. Ананьева о человеке.