Направленность –
- макрохарактеристика личности, отражающая стержневой вектор ее деятельности и поведения, детерминируемый присущей ей системой устойчиво-доминирующих внутренних побудителей, определяющих избирательность ее отношений и социальную активность.
Система побуждений – причина, направленность – следствие этой причины. Система побуждений является основной компонентой мотивационной сферы.
Мотивационная сфера– потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, система ценностей, психологические установки, склонности, мировоззрения.
Потребность– психофизиологическое явление (конструкт), в основе которого лежит нужда в чем-либо:
материальные – в пище, безопасности, жилище, продолжении рода и т.д.;
духовные – познание, эстетическое наслаждение;
общественные – в общении, труде, общественной деятельности и т.д.
Мотив– системное психологическое образование, отражающее побудители и стимулирующее причину направленности активности личности, вытекающее из потребностей и представимое в виде материальных/идеальных объектов, конкретизирующих эти потребности.
воздействие→актуализирующая потребность→мотивирующая установка→неосознанный мотив→осознанный мотив (опредмеченная потребность)→цель→решение действовать→действие
Мотивация– 1) процесс формирования и реализации мотива; 2) состояние, отражающее уровень стремления к реализации определенных мотивов.
Мотивировка– процесс и результат обоснования личностью своих действий и поступков, в том числе для сокрытия истинных причин этих поступков.
Закон Йеркса-Додсона:по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Цель– осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие.
Мотив | Цель |
- предшествует цели; |
|
- реальные побуждения к действию; | - идеальный результат действия; |
- отражает переживания, происходящие в настоящее время; | - отражение будущих переживаний; |
- менее конкретный, может быть осознаваемым/неосознаваемым; | - всегда осознаваема; |
- может быть несколько целей. | - одна и та же цель может быть следствием нескольких мотивов. |
Интерес– избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Мировоззрение– высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую и целостную систему взглядов, т.е. знаний, мнений, отношения человека к миру и к себе; обсуловленная этими взглядами позиция человека, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Мировоззрения, систематически побуждающие человека к деятельности, закрепляются в характере.
- Оглавление
- Психология как наука
- 4 Этапа становления психологии как науки:
- Функции:
- Методы психологии:
- Методология:
- Человек как объект, психика как предмет психологии
- Психика как предмет психологии
- Мозг и психика
- Основные виды психических явлений
- Функциональная структура психики
- Восприятие–
- Классификация восприятий
- Интеграционные процессы (память, воображение, внимание)
- Роды памяти
- Теории памяти:
- Виды памяти:
- Уровни памяти:
- Формы памяти:
- Запоминание -
- Хранение и забывание
- Воспроизведение –
- Воображение –
- Функции воображения:
- Способы формирования образов воображения:
- Классификация воображения:
- Внимание –
- Функции внимания:
- Виды внимания:
- Характеристики и свойства:
- Структура сознания:
- Функции сознания:
- Свойства сознания:
- Парадоксы сознания:
- Бессознательное
- Измененные состояния сознания:
- Основные защитные механизмы:
- Агрессия –
- Виды агрессии:
- Теории агрессии:
- Свойства
- Личность и индивидуальность
- Структура личности Концепция личности с.Л.Рубинштейна
- Концепция личности з.Фрейда
- Концепция личности к.Юнга
- Модель личности г.Айзенка
- Модель личности р.Кеттелла
- Модель личности б.Г.Ананьева
- Модель личности а.Маслоу:
- Макрохарактеристики личности Темперамент –
- Направленность –
- Характер –
- Способности –