Методология:
антропогенный принцип;
принцип причинности;
принцип детерминизма;
принцип системности;
принцип дополнительности;
принцип инвариантности;
принцип объективности;
принцип самоорганизации;
принцип единства сознания и деятельности.
Задачи психологии:
Выявление и описание конкретных фактов психической жизни.
Объяснение психологических фактов путем раскрытия психических закономерностей и законов.
Выяснение механизмов проявления психических закономерностей и законов.
Основные проблемы психологии:
Биосоциальная – в какой степени человек биологическое существо, а в какой – социальное.
Время-пространство.
Индивидуально-общественная.
Сознательно-бессознательная – соотношение сознательного и бессознательного.
Типично-специфическая.
Норма-паталогия.
Структура психологии:
Внешняя – связь психологии с другими науками. Можно отнести как к гуманитарным, так и к естественным наукам.
Внутренняя.
Отрасли психологии:
Направления психологии:
Ассоциативная психология.Аристотель – ассоциации: по контрасту, по сходству, по смежности. Д. Гартли – вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в орг. чувств, в мозге, мышцах и т.д.
Структурная психология.В.Вундт – ощущение, восприятие, память, эмоции образуют некоторую структуру. Мышление, речь, воля – более сложные психические явления.
Функциональная психология.Т. Рибо, Э. Клапаред, Н.Н. Ланге – вместо элементов сознания – функции сознания.
Советская психология (психология деятельности).М.Я. Басов, Выготский, Леонтьев – единство сознания и деятельности.
Бихевиоризм.Э. Торндайк, Дж. Уотсон –S→R– поведение – предмет совокупных реакций организма на внешний стимул.
Необихевиоризм.Э. Толмен -S→I→R– намерения, ожидания, знания.
Дедуктивный необихевиоризм. К. Халл – навыки.
Социальный необихевиоризм. Бандура.
Гештальт-психология.М. Вертгеймер, В. Келлер,К. Коффка – «гештальт» - образ, форма – первичная основная единица психики.
Психоанализ (фрейдизм).Движущими силами личности являются инстинктивные влечения: Эрос и Танатос – сексуальные и агрессивные.SuperEgo-Ego-Id. Удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствия со стороны оружающего мира, они вытесняются из сознания, образуя бессознательное.
Неофрейдизм.К.Г. Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливэн, Э.Фромм – наличие у человека врожденных социальных чувств. Запечатление в психике человека культурно-исторических процессов.
Когнитивная психология.М.Айзен, Р.Аткинсон – познавательные процессы. Аналогии с вычислительными системами.
Гуманитарная психология.А.Маслоу, К.Роджерс – главный предмет – личность – уникальная открытая целостная система. Личность непрерывно развивается. Человек стремится к самореализации.
- Оглавление
- Психология как наука
- 4 Этапа становления психологии как науки:
- Функции:
- Методы психологии:
- Методология:
- Человек как объект, психика как предмет психологии
- Психика как предмет психологии
- Мозг и психика
- Основные виды психических явлений
- Функциональная структура психики
- Восприятие–
- Классификация восприятий
- Интеграционные процессы (память, воображение, внимание)
- Роды памяти
- Теории памяти:
- Виды памяти:
- Уровни памяти:
- Формы памяти:
- Запоминание -
- Хранение и забывание
- Воспроизведение –
- Воображение –
- Функции воображения:
- Способы формирования образов воображения:
- Классификация воображения:
- Внимание –
- Функции внимания:
- Виды внимания:
- Характеристики и свойства:
- Структура сознания:
- Функции сознания:
- Свойства сознания:
- Парадоксы сознания:
- Бессознательное
- Измененные состояния сознания:
- Основные защитные механизмы:
- Агрессия –
- Виды агрессии:
- Теории агрессии:
- Свойства
- Личность и индивидуальность
- Структура личности Концепция личности с.Л.Рубинштейна
- Концепция личности з.Фрейда
- Концепция личности к.Юнга
- Модель личности г.Айзенка
- Модель личности р.Кеттелла
- Модель личности б.Г.Ананьева
- Модель личности а.Маслоу:
- Макрохарактеристики личности Темперамент –
- Направленность –
- Характер –
- Способности –