Предельные переживания как эпизоды самоактуализации
Понимание самоактуализации как коротких эпизодов в жизни человека мы находим в работах Маслоу, посвященных проблеме предельных переживаний [14], [15], [19]. Понятие предельного переживания Маслоу в инструкции своим респондентам операционализировал в виде просьбы описать «самое чудесное переживание или переживания Вашей жизни; самые счастливые мгновения, мгновения восторга, экстаза, может быть, в любви, или при слушании музыки, или при внезапном потрясении от книги или картины, или в великие мгновения творческого вдохновения» [15; 71].
В статье «Познание бытия в предельных переживаниях» [15; 71 —102] дается подробное описание предельных переживаний в 19 пунктах. Сначала Маслоу рассматривал их как одну из общих характеристик самоактуализирующихся личностей. Позже, однако, он убедился в том, что предельные переживания встречаются практически у всех людей. Единственное различие заключается в том, что одни люди принимают и ценят такие переживания, другие же стараются их вытеснить или рационализировать [14]. Предельные переживания оказались удобной моделью для изучения самоактуализации. «Каждый человек,— пишет Маслоу,— в каждом предельном переживании временно приобретает многие из тех характеристик, которые я обнаружил у самоактуализирующихся личностей, другими словами, он на какое-то время становится самоактуализирующимся» [15; 97]. Исходя из этого Маслоу определяет самоактуализацию как эпизод, в котором индивид более эффективно актуализирует свои потенции, становится человеком в более полном смысле слова. «Нам уже больше не нужно искать тех редких людей,— пишет Маслоу,— которых можно назвать самореализующимися большую часть времени. В любой жизни мы можем, по меньшей мере теоретически, отыскать эпизоды самоактуализации» [15, 97].
Маслоу придает большое значение предельным переживаниям в жизни
п1е://А:\самоактуализация.1шп
02.10.2006
несамоактуализирующихся людей. По его мнению, предельные переживания могут придавать жизни смысл и ценность, могут ликвидировать состояние «экзистенциальной бессмысленности» и выступать фактором, предотвращающим самоубийства [19] Вместе с тем он решительно выступает против попыток сверхъестественного, мистического объяснения предельных переживаний, отстаивая их естественное происхождение и природу. В своей концепции возникновения религии он утверждает, что символический язык теологии возник как система метафор для описания (с целью трансляции другим) экстатических предельных переживаний, имеющих вполне земную природу. Впоследствии же эта система символов приобрела в глазах людей самостоятельное значение и создалось убеждение, что за ней стоит некая сверхъестественная действительность [19]. Концепция Маслоу, хотя и является односторонне-психологизаторской, дает оригинальное научное объяснение психологических причин обращения людей к религии.
ПО ТУ СТОРОНУ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ МЕТАМОТИВАЦИИ И