logo
Leontyev

Биологизация человека в теории самоактуализации

«Оглядываясь назад,— писал Маслоу,— мы отчетливо видим, что любая доктрина врожденной греховности человека или любое принижение его животной природы очень легко ведет к некой сверхчеловеческой интерпретации добра, праведности, t нравственности, самопожертвования, альтруизма и т. п. Если их нельзя объяснить

157

из самой человеческой природы,— а объяснить их необходимо,— тогда объяснение приходится искать вне природы человека» [19; 36—37].

В приведенной цитате четко прослеживается методологическая направленность Маслоу. Сделав предметом своего изучения высшие сущностные проявления человека, он пытается понять их не как проявление чего-то высшего по отношению к человеку, дар Творца или воплощение Абсолютного духа, идеи, а как неотъемлемый и естественный атрибут биологической природы человека. Поэтому единственная научная альтернатива сверхъестественным истолкованиям высших человеческих ценностей, которую видит Маслоу,— это связывание всех сущностных стремлений человека, в том числе и стремления к самоактуализации, с его наследственным «багажом», с которым он вступает в мир. Маслоу

и1е://А:\самоактуализация.шт

02.10.2006

говорит об инстинктоидной природе не только базовых потребностей, но и метапотребностей — высших ценностей Бытия, которые, по Маслоу, независимы от культурного контекста, хотя культурные условия играют роль как фактор актуализации этих потребностей. Маслоу употребляет даже термин «высшая животность» для характеристики духовной жизни человека [17; 182].

Пытаясь все же провести границу между человеком и животными, Маслоу делает шаг назад, утверждая, что инстинктоидные потребности человека слабы по сравнению с настоящими инстинктами у животных и что культурные влияния могут легко пересилить их. Это заставляет вспомнить ироническую реплику Л.С Выготского: «Одно из двух: или бог есть, или его нет... Ответы вроде того, что бог есть, но очень маленький... анекдотичны» [2; 410]. Очевидно, что «очень маленький» инстинкт Маслоу только запутывает дело.

Можно понять ту фундаментальную методологическую ошибку, которая толкнула Маслоу, стремившегося к материалистическому объяснению духовной жизни человека, от одной крайности к другой. Сущность человека Маслоу сводит к его биологической природе. Поскольку самоактуализирующиеся личности, которых он изучал, были самодостаточными и не склонными поддаваться влиянию культурного окружения, для Маслоу осталось незамеченным, что именно пространство общественных отношений выступает как средоточие сущностных характеристик человека, которые следует искать вне комплекса свойств, характеризующих его биологическую природу Более детальное соотнесение теории самоактуализации Маслоу с марксистскими представлениями о сущности личности и ее самореализации представляет собой особую задачу, выходящую за рамки данной статьи.

1. Анциферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу //

Вопр. психол. 1973. № 4. С. 173—180.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. 487 с.

3. Слепова Т. В. Критический анализ проблемы эмансипированное™ личности в некоторых

исследованиях «гуманистической» психологии // Вопр. психол. 1976. № 5. С. 163—170.

  1. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986. 407 с.

  2. Ansbacher В. L. Alfred Adler and humanistic psychology // J. of Humanistic Psychol. 1971. V. II. P. 53—

63.

6. Arkes H. R., Carske J. P. Psychological theories of motivation. 2-nd ed. Monterey (Cal.): Brooks/Cole,

1982. XII 450 p.

7. Biihler Ch. Basic tendencies of human life: Theoretical and clinical considerations //Wisser R. (Hg.). Sinn

und Sein. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1960. S. 475—494.

  1. Frank! V. E. Psychotherapy and existentialism. N. Y.: Simon and Schuster, 1967. X+246 p..

  2. Frankl V. E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Munchen: Piper, 1979. 309 S.

10. Geller L. The failure of self-actualization theory: A critique of Carl Rogers and Abraham Maslow // J. of

Humanistic Psychol. 1982. V. 22. N. 2. P. 56—73.

11. Giorgi A. P. Humanistic psychology and metapsychology // Royce J. R., Mos L. P. (eds.) Humanistic psychology: Concepts and criticism. N. Y., L.: Plenum Press, 1981. P. 19—47.

12. KrippnerS. (ed.) The plateau experience: A.H. Maslow and others//J. of Transpersonal Psychol. 1972. V.

4. P. 107—120.

13. McClelland D. C. Comments on professor Maslovv's paper // Jones M. R. (ed.) Nebraska symposium on

motivation. V. 3. Lincoln (Nb): University of Nebraska Press, 1955. P. 31—37.

14. Maslow A. H. Lessons from the peak experience // Farson R. E. (ed.) Science and human affairs. Palo Alto

(Cal.): Science and Behavior Books, 1965. P. 45—54.

  1. Maslow A. H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. N. Y,: Van Nostrand, 1968. XVI+240 p.

  2. Maslow A. H. Notes on Being-psychology // Sutich A. J , Vich M. A. (eds.) Readings in humanistic

psychology. N. Y.: Free Press, 1969. P. 51—80.

17. Maslow A. H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life // Sutich A. J., Vich M.

A. (eds.) Readings in humanistic psychology. N. Y.: Free Press, 1969. P. 153-199.

  1. Maslow A. H. Motivation and personality. 2-nd ed. N Y.: Harper and Row, 1970. XXX+369 p.

  2. Maslow A. H. Religions, values and peak-experiences. NY.: Viking, 1970. XX+123 p.

  3. Maslow A. H. The farther reaches of human nature. Harmondsworth: Penguin, 1976. XXII + 407 p.

158

и1е://А:\самоактуализация.ггаг1

02.10.2006