logo
Leontyev

Ценностей бытия

В 60-е гг. интерес Маслоу смещается от проблем становления человека к проблемам его Бытия как полноценной, развитой личности. Книга Маслоу «К психологии Бытия» [15] является в этом отношении

154

переходной. В частности, изучение предельных переживаний как мгновений Бытия позволило изучить ряд характеристик сознания на уровне Бытия, или Б-сознания В книге содержится постановка проблемы психологии Бытия, которая «имеет дело с целями, а не со средствами, т. е. с переживаниями-целями, с ценностями-целями, со знанием-целью, с людьми как целями. Современная же психология пока занималась больше отсутствием, чем обладанием, стремлением, чем осуществлением, фрустрацией, чем удовлетворением, поисками радости, чем ее обретением, стремлением достичь, чем стремлением быть» [15; 73]. В этом контексте Маслоу определяет самоактуализацию как развитие личности, связанное с переходом от невротических или инфантильных «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным, неизбежным, сущностным проблемам человека [15; 115]. Самоактуализация, таким образом, выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия, что связано с коренными изменениями, происходящими в его личности. «Более полноценный, здоровый человек... будет обнаруживать... десятки, сотни и миллионы отличий в поведении, переживании, восприятии, общении, учении, труде... Он будет просто человеком другого типа, который будет вести себя иначе во всех отношениях» [20; 71].

Маслоу приходит к необходимости различать обычную мотивацию людей, не достигших самоактуализации,— речь здесь идет о базовых потребностях,— и мотивацию людей, живущих «по ту сторону» самоактуализации, на уровне Бытия. Для ее характеристики он вводит понятия «метапотребности» и «метамотивация» [17]. Человек, живущий на уровне Бытия, всегда имеет какое-то призвание, миссию, и труд по ее осуществлению является достаточным мотивом и вознаграждением сам по себе. Такие люди прочно идентифицируются со своим призванием и описывают его в терминах высших ценностей: достижения совершенства, раскрытия истины, утверждения справедливости и т. п. Другими словами, метамотивами таких людей выступают ценности Бытия, или Б-ценности. Маслоу выделяет 14 таких ценностей: 1) истина, 2) добро, 3) красота, 4) целостность, 4а) единство противоположностей, 5) жизненность (процесс, движение), 6) уникальность, 7) совершенство, 7а) необходимость, 8) завершенность, 9) справедливость, 9а) порядок, 10) простота, 11) богатство, 12) легкость, 13) игра, 14) самодостаточность [16; 59]. Эти ценности входят в само определение человеческой сущности. Для самоактуализирующихся людей они, однако, выступают не только как объективные ценности Бытия, но и как их личное достояние, часть их личности. Маслоу, впрочем, допускает, что все люди могут быть в какой-то степени метамотивированы и границу между самоактуализирующимися и остальными людьми в этом отношении провести трудно.

п1е://А:\самоактуализация.штп

02.10.2006

Считая Б-ценности частью человеческой природы, Маслоу решительно отмежевывается от всяких попыток их сверхъестественного истолкования. Однако он видит лишь одну альтернативу этому — признание их «аспектами биологии человека», имеющими инстинктоидную природу и транскультурный характер. «Эти «конечные истины»,— пишет Маслоу,— остаются истинами в рамках определенной системы. По-видимому, они истинны для вида «человек», в том смысле, в каком теоремы Евклида абсолютно верны в рамках Евклидовой системы» [19; 95]. В рамках человечества Б-ценности оказываются универсальными. Культуре же отводится лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, которая может и не произойти. Маслоу предполагает, что стремление к духовным Б-ценностям в зародыше содержится в каждом новорожденном младенце, но большинство из них оказываются неспособными реализовать его по причинам, имеющим социальную природу: нищета, эксплуатация, предрассудки [17; 181].

Исследуя психологию Бытия, Маслоу выявил еще один Б-феномен: плато-переживания (см. [12], [19]). В плато-переживаниях, так же как и в предельных переживаниях, человеку открываются реальность Бытия и ценности Бытия, однако плато-переживания — произвольные, более длительные и менее яркие состояния, характеризующие скорее медитацию и просветление, чем экстатический инсайт. Маслоу тесно связывает плато-переживания с трансценденцией, вводящей человека в реальность Бытия. Психологическая теория трансценденции, в частности «теория Z»,— концепция трансценденции самоактуализации — оказалась последним вкладом Маслоу в развитие теории самоактуализации.

В ней Маслоу вводит различение двух типов самоактуализирующихся людей: «просто здоровые самоактуализирующиеся личности» и «трансценденты». Первые «живут в мире, чтобы осуществить себя в нем. Они овладевают им, управляют им, используют его в целях добра, как (зрелые) политики и практики. Другими словами,

155

эти люди являются больше деятелями, чем созерцателями, прагматиками, чем эстетами...

Люди другого типа (трансценденты) часто гораздо более сведущи в реальности Бытия (Б-реальность и Б-сознание), больше живут на уровне Бытия.., более очевидно метамотивированы, имеют целостное сознание и более или менее частые «плато-переживания»...» [20; 271]. И тех и других объединяют общие признаки самоактуализирующихся людей; вместе с тем Маслоу описывает 24 особенности трансцендентов, которыми «просто самоактуализирующиеся люди» не обладают или же обладают в гораздо меньшей степени. Назовем лишь некоторые из них: для трансцендентов предельные переживания и плато-переживания являются самым главным в жизни; они воспринимают все под углом зрения вечности; они более чувствительны к красоте; они выглядят более таинственными, «неземными» и т. д.

Внезапная смерть помешала Маслоу продолжить исследование «новых пластов человеческой природы» (так называется его последняя книга [20]). Однако созданная им теоретическая система, которую мы обрисовали в самых общих чертах, бесспорно привела к существенному изменению облика психологической науки в третьей четверти нашего столетия.