Краткий исторический очерк
Изучение интеллектуального недоразвития имеет длительную историю, в которой принято выделять 3 периода. Первый период — с середины прошлого до начала нынешнего века, характеризовавшийся попытками классификации интеллектуальной недостаточности.Второй период — с начала XX в. до окончания второй мировой войны — период преимущественно описательный, который был ознаменован развитием подходов к определению количественной оценки степени задержки развития психики.Третий период — с конца 40-х годов до настоящего времени — отличается интенсивным развитием исследований, направленных на изучение причин умственной отсталости. В этот период были уточнены многие биологические, главным образом генетические, факторы, приводящие к умственной отсталости, что позволило достичь и определенных успехов в ее профилактике. Достижением последних десятилетий является и изучение неспецифических форм психического недоразвития, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе психологических (дефицит мотивации, дефицит внимания и др.). В развитии представлений об умственной отсталости определенное значение имели и изменения взглядов на психическое недоразвитие в целом от признания ведущей роли конституционально-наследственной предопределенности, через период увлечения ролью «чистого» влияния окружающей среды, и наконец, до признания сочетанного воздействия биологических и социальных факторов.
- Часть 2
- Раздел 8 Патология психического развития Оглавление
- Глава 1. Основные стадии психического развития Понятие дизонтогенеза.
- Глава 2. Умственная отсталость
- Краткий исторический очерк
- Основные клинические и психометрические критерии умственной отсталости
- Этиология и патогенез
- Классификация
- Распространенность умственной отсталости
- Клинические проявления и динамика умственной отсталости
- Отдельные клинические формы умственной отсталости
- Наследственные формы умственной отсталости. Синдромы с множественными врожденными аномалиями.
- Генетические синдромы с неясным типом наследования
- Моногенно наследуемые синдромы
- Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена
- Умственная отсталость при факоматозах
- Умственная отсталость при неврологических и нервно-мышечных заболевания
- Умственная отсталость смешанной этиологии
- Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости
- Общие вопросы профилактики, лечения, реабилитации и организации помощи больным с умственной отсталостью
- Глава 3. Задержки психического развития
- Глава 4. Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства
- Синдром раннего детского аутизма Каннера
- Синдром Аспергера
- Синдром Ретта
- Аутизм после приступов шизофрении
- Аутистическиподобные расстройства
- Парааутистические расстройства
- Лечение и организация помощи больным с аутизмом
- Акселерация
- Психический инфантилизм
- Нарушения развития по типу психосоматических расстройств (соматопатии).
- Гиперкинетический синдром
- Особые формы дизонтогенеза в группах высокого риска по психической патологии
- Глава 5. Общие принципы лечения и профилактики психического дизонтогенеза