84 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
На самом же деле соотношения между эмоцией, с одной стороны, и потребностью и информацией - с другой, не структурные, а функциональные, и поэтому более правильная формула та, которую сам Симонов (1970) представил в общем виде:
Э-ЛП.АИ...). где ЛИ = Ин - Ис.
Эта формула обозначает только зависимость величины эмоций как от величины потребности, так и от дефицита или избытка информации, и ничего больше. Об этом он сам пишет совершенно четко: «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» (1981, с. 20). Подчеркну, что в данном случае он говорит лишь об отражении мозгом потребности и вероятности, а не о том, что та и другая являются структурными компонентами эмоции.
Из последней формулы уже не обязательно следует, что если (Ин - Ис) равно нулю, то эмоции нет. Она может либо иметь место, либо нет. Кроме того, из определения эмоции, данного Симоновым, следует, что обозначаемая им зависимость эмоции от потребности и информации имеет только одностороннее направление - от причины (потребность и информация) к следствию (эмоция), но вовсе не следует, что между эмоциями, потребностями и вероятностью удовлетворения последних существуют взаимозависимости, т. е. что П =/(Э) или/(Ин - Ис) или что (Ин - Ис) =/(Э, П). Это тот случай, когда причина и следствие не могут меняться местами. Хотя, вопреки логике, и последние два варианта рассматриваются автором. Он полагает, что, согласно формуле, эмоционально возбужденный субъект склонен преувеличивать дефицит информации, т. е. ухудшать прогноз, и что возрастание дефицита информации во многих случаях (однако не во всех!) угнетает потребность, ослабляет ее. Это следует из равенства П - Э : (Ин - Ис): чем больше дефицит, тем при постоянной величине эмоции будет меньше частное от деления Э : (Ин - Ис) и соответственно меньше П. Но ведь при увеличении дефицита информации должна возрастать, как утверждает Симонов, и отрицательная эмоция, тогда частное от деления должно оставаться постоянным. Как видим, и в этом случае «формула эмоций» вступает в противоречие с логикой, развиваемой ее автором.
Учитывая однонаправленность функциональной зависимости эмоций от потребности и прогноза, из формулы не следует и противоположное его утверждение, что эмоции усиливают потребность. Какое же утверждение справедливо? Если оба, то при каких условиях и почему это не отражено в формуле, не пояснено в тексте?
Вообще, утверждение Симонова, что эмоции усиливают потребность, довольно рискованное. Ведь если следовать ему, не забывая «формулу эмоций», то взаимоотношения между ними должны выглядеть следующим образом: потребность приводит к появлению эмоции, эмоция усиливает потребность, но чем сильнее потребность, тем, по формуле, больше эмоция, однако чем больше эмоция, тем больше она усиливает потребность, и т. д. до бесконечности. Возникала бы система с положительной обратной связью, которая непременно приводила бы нервную систему к срыву. Мне представляется, что эмоция возникает не для усиления потребности, а для усиления активности мотивационного процесса и побуждения, направленного на удовлетворение потребности. Б. И. Додонов правильно подметил, что в «формуле эмоций», исходя из рассуждений Симонова, следовало бы П заменить на М (мотив).
Э.10. Информационная теория эмоций ГГ. В. Симонова 85
Из формулы должно также следовать, что потребность влияет на прогнозирование (оценку) вероятности достижения цели. Спрашивается - почему? И разве не сам автор утверждает, что прогноз зависит от разности (Ин - Ис), т. е. от информации, а не потребности? Вызывает сомнение и утверждение автора, что «для огромного множества эмоций характерно прогнозирование вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на неосознаваемом уровне» (1983, с. 137).
Попытки ряда авторов «улучшить» эту формулу (Янкелевич, 1965; Косицкий, 1977), в частности, внести в нее фактор лимита (недостатка) времени, не смогли исправить ее недостатки.
Критика «формулы эмоций» как инструмента измерения интенсивности эмоционального напряжения. Первоначально П. В. Симонов считал, что эта формула может быть как структурной, т. е. показывает, что именно составляет основу эмоции, так и количественной, т. е. выражать и интенсивность эмоции. Автор отмечает, что его формула «это отнюдь не чисто символическая запись факторов, взаимодействие которых ведет к возникновению эмоционального напряжения. Формула отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональных реакций от силы потребности и размеров дефицита или прироста информации, необходимой для ее удовлетворения» (1970, с. 24). Не будем придираться к неточностям, допускаемым автором (информация не может удовлетворить биологическую потребность, она лишь используется для построения плана удовлетворения потребности). Отметим главное: с помощью этой формулы, как полагает Симонов (1970, 1983), можно измерять интенсивность эмоций (правда, пока лишь самых простых). Для этого нужно лишь измерить величину потребности, а также необходимую и наличную информацию. Однако тут-то и становятся особенно очевидными как теоретические, так и практические слабости «формулы эмоций».
Совершенно не ясно, как можно определить Ин в каждом конкретном случае. Откуда мозг и человек знают, какой должна быть Ин, - из генетической памяти? Чаще всего человек может лишь осознавать, что он не знает, как достичь цели, а не сколько Ис ему не хватает, чтобы ее достичь. Ведь наличие знания, что нужно иметь и делать для удовлетворения потребности - это частный случай поведения человека в стереотипных ситуациях. Во многих случаях человек вынужден принимать решения и действовать в неопределенной среде, заранее не зная Ин. А не зная эту величину, нельзя определить и разность между нею и Ис. Кроме того, чтобы эмоция получила отрицательное значение, нужно, чтобы знак минус сопутствовал не потребности (сама по себе потребность не может быть ни отрицательной, ни положительной, эту окраску она получает при возникновении эмоции), а разности между Ин и Ис. Но это будет только в том случае, если в формуле будет записано (Ис - Ин). Тогда при Ин > Ис разность действительно станет отрицательной, как и все произведение П (Ис - Ин).
Имеются в этой формуле и другие логико-математические неувязки. Одной из них, например, является утверждение Симонова, что положительная эмоция будет возникать и в том случае, если будет уменьшаться разность между Ин и Ис, т. е. если будет повышаться вероятность достижения цели. Но ведь, согласно его же заявлению и «формуле эмоций», чем ближе (Ин - Ис) будет к нулю, тем меньше будет отрицательная эмоция, и только. Ситуация появления положительной эмоции при возрастании вероятности достижения цели (если генезис эмоций рассматривается в динамике) не укладывается в предложенную им «формулу эмоций», так как при любом
86 Глава 3. Тео^и, объясняющие механизмы возникновения эмоций
дефиците информации, даже если он прогрессивно уменьшается, эмоция, согласно формуле, все равно должна иметь отрицательный знак. У Симонова же получается, что чем меньше отрицательная эмоция, тем больше положительная эмоция (получаются некие компенсаторные отношения между положительными и отрицательными переживаниями). Но ведь он подчеркивает специфичность положительной эмоции и механизмов ее возникновения по сравнению с отрицательными эмоциями. Где же в этом случае истина?
П. В. Симонов и сам понимает всю сложность осуществления возможности измерения эмоционального напряжения с помощью предложенной им формулы. Отсюда его оговорки:- «Разумеется, наша формула идеализирует и упрощает реальную сложность изучаемых явлений»; «Существование линейной зависимости эмоционального напряжения от величины потребности и дефицита (или прироста) информации несомненно представляет лишь частный случай реально существующих отношений. Кроме того, здесь, конечно, участвует фактор времени, индивидуальные (типологические) особенности субъекта и множество других, в том числе неизвестных факторов» (1970, с. 24; 1983, с. 139). Но в то же время Симонов пишет: «После всех оговорок и разъяснений мы будем настаивать на том, что "формула эмоций" отражает не только логические, но и количественные соотношения между эмоцией, потребностью и прагматической информацией, определяющей вероятность достижения цели (удовлетворения потребности» (1970, с. 25).
Через десять с небольшим лет под влиянием обрушившейся на него критики (Бех-тель, 1968; Додонов, 1978; Ломов, 1971; Парыгин, 1971; Путляева, 1979; Раппопорт, 1968; и др.), в которой отмечалось, что «формула эмоций» не является всеобъемлющей и количественной в строгом смысле, Симонов (1981) вынужден написать: «Разумеется, у нас нет универсальных единиц измерения потребностей, эмоций и прагматической ценности информации» (1981, с. 64).
Таким образом, «формула эмоций» не может служить для измерения степени эмоционального напряжения.
Странно, что, проводя эксперименты на людях, которые должны были подкрепить информационную теорию эмоций, Симонов совершенно игнорировал самоотчеты испытуемых и больше доверял изменению КГР и ЧСС при предъявлении испытуемым тех или иных раздражителей. Но можно ли любое изменение этих показателей непременно считать доказательством возникновения эмоции? Ведь они реагируют и на интеллектуальное напряжение, которое в экспериментах Симонова не исключается.
Пытаясь доказать недоказуемое, любым фактам он дает только те объяснения и делает из них только те выводы, которые укладываются в его «теорию». Например, ссылаясь на данные М. Ю. Кистяковской (1965), он утверждает, что удовлетворение витальных потребностей (голод, жажда) ведет к покою и дремоте младенца, а не к положительным эмоциям. Но разве первое мешает второму? И откуда известно, что у младенца при утолении голода и жажды не появляется положительный эмоциональный тон ощущений? Может быть, об этом у него можно узнать?
Не убеждают в правоте формулы и многие из «жизненных» примеров, приводимых Симоновым для подтверждения его теоретических выкладок относительно механизма появления эмоций, в частности - положительных. Например, почему при обнаружении собственного заблуждения человек должен смеяться над ним, как пи-
3.10. Информационная Теория эмоций П. 8, Симонова 07
шет автор, «с высоты только что приобретенного знания», а не досадовать? Разве шахматист, анализирующий проигранную партию и обнаруживший ошибку, весело смеется над своим промахом? Но если это и так, то это будет смех сквозь слезы.
Или другой пример с летчиками, впервые испытывающими состояние невесомости. В первые секунды им кажется, что они терпят катастрофу, но затем, поскольку они видят, что самолет не падает, у них возникает эмоция радости. Как считает Симонов, это происходит потому, что они получили сверхинформацию, что ситуация не опасна. Но причем здесь наличие прагматической информации (т. е. информации о том, как спастись) и тем более сверхинформации, если в это время летчик ничего не делал и не планировал делать, а был просто пассивным наблюдателем происходящего с ним в состоянии невесомости?
Рассматривая эту теорию, нельзя не отметить подчас вольное обращение Симонова с основными понятиями, раскрывающими его формулу, что существенно затрудняет понимание того, о чем конкретно идет речь.
Много неясного в использовании автором таких понятий, как «прагматическая информация», «прагматическая неопределенность». В одном случае это «истинный объем предстоящей деятельности» (1970, с. 65), в другом - информация о том, как удовлетворить потребность, т. е. о средствах и способах достижения цели.
«Дефицит или избыток информации» вдруг становится у него идентичным «прогнозу», хотя очевидно, что прогноз вторичен по отношению к информации. Так, утверждая, что положительные эмоции «возникают в ситуации избытка прагматической информации (т. е. информации о том, как удовлетворить потребность) по сравнению с ранее существовавшим прогнозом (при "мгновенном срезе")» (1987, с. 74), он некорректно противопоставляет информацию прогнозу. Информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности (Ис) у него превращается в гипотезу, достижение цели (подкрепление правильности прогноза) он рассматривает как увеличение вероятности правильности гипотезы, не указывая, что это имеет значение для будущего (для настоящего увеличение вероятности прогноза уже не имеет значения, так как потребность удовлетворена).
Существенно запутывает вопрос и то, что Симонов не разделяет два случая возникновения эмоций - по поводу прогноза в процессе мотивации и по поводу реального достижения или не достижения цели при действиях, направленных на удовлетворение потребности. Кроме того, следовало бы четче обозначать, в каком случае речь идет о возникновении эмоционального тона ощущений, а в каком - об эмоции, так как эти явления не равнозначны. Например, человек еще не начал удовлетворять потребность в воде, но уже обрадовался, потому что нашел в пустыне объект удовлетворения потребности - воду в колодце. Нахождение объекта вызывает эмоцию. Когда же человек начнет пить, т. е. удовлетворять потребность, то у него возникнет эмоциональный тон ощущений - удовольствие, наслаждение.
Итак, можно сделать следующие выводы. Теория эмоций, названная П. В. Симоновым «информационной», объясняет некоторые частные случаи возникновения эмоций в процессе мотивации, а именно при построении вероятностного прогноза удовлетворения потребности. Поэтому скорее она должна была бы называться «мо-тивационной». Справедливости ради надо отметить и то, что «формула эмоций» встретила у ряда авторов поддержку (Горфункель, 1971; Смирнов, 1977; Шингаров, 1970; Шустик и Сержантов, 1974). Д. Прайс и Дж. Баррелл (Price, Barrell, 1984) даже
- Е. П. Ильин эмоции и чувства
- Isbn 5-318-00236-6
- Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
- Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
- Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
- Глава 4. Роль и функции эмоций 99
- Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
- Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
- Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний,
- Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
- Глава 11. Общее представление о чувствах 282
- Глава 12. Характеристика различных чувств 297
- Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
- Глава 14. Эмоциональные типы 352
- Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей
- Глава 16. Возрастные и половые особенности
- Глава 17. Патология и эмоции 415
- Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
- 10 Предисловие
- 1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики
- 14 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.,2. Уровни эмоционального реагирования по с. П. Рубинштейну 15
- 1.2. Уровни эмоционального реагирования по с. Л. Рубинштейну
- 1.3. Виды эмоционального реагирования
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 17
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования
- 18 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 19
- 20 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 21
- 22 Пщва1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 23
- 24 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1 Л. Компоненты эмоционального реагирования 25
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 27
- 2В Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 29
- 30 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 31
- 1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
- 34 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.6. Эмоциогенные ситуации
- 36 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования
- 40 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 42 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2,1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и вдечатцения 43
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 46 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 48 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 49
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 51
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 53
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 55
- 58 Глава 2, Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 59
- 60 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 62 Пива 2. Характеристика различных видов эмодионального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональней фон в данный момент) 63
- 64 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 65
- Глава 3
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина 67
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина
- 3.2. «Ассоциативная» теория в. Вундта
- 3.3. «Периферическая» теория у. Джем су-г. Ланге
- 70 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 72 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.4. Теория у. Кеннона - п. Барда
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций 73
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций
- 3.6. Сосудистая теория выражения эмоций и. Уэйнбаума и ее модификация
- 3.7. Биологическая теория эмоций п. К. Анохина
- 3.8. Фрустрационные теории эмоций
- 3.9. Когнитивистские теории эмоций
- 76 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 78 Глею 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоци й
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 79
- 3.10. Информационная теория эмоций п. В. Симонова
- 80 Глава 3, Теории, объясняющие механизмы возникновений эмоций
- 82 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 83
- 84 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 68 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.11. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 89
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
- 94 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения амоци й
- 96 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 97
- 98 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 4.1. Целесообразность эмоций
- 100 Пива 4. Роль и функции эмоций
- 4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
- 102 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью
- 4.3. Ропь и функции эмоций в упродпении поведением и деятвпьностью 103
- 104 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 106 Гла&а 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении повелением и деятельностью 107
- 108 Глава 4. Ропь и функции эмоций
- 110 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 111
- 112 Глава 4, Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 113
- 114 Глава 4, Ропь и функции амоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и ЦеЯТепьНосГыо 115
- 116 Глава 4, Ропъ и функции амоций
- 118 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.4, Прикладная роль эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций
- 120 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 122 Глава 4. Роль * функции эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций 125
- 126 Глава 4. Роль и фу ноши эмоци й
- 4.4. Прикладная роль эмоций 127
- 4.4. Прикладная роль эмоций 129
- 5.1. Причины разнообразия эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций
- 5 2. Различные подходу it классификации эмоций 131
- 132 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5,2. Различные подходы к классификации эмоций 133
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 135
- 136 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 137
- 138 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза
- 140 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 141
- 142 Глава 6, Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 143
- 144 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 145
- 146 Глава в. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожцрания и прогноза 151
- 152 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1, Эмоции ожидания и прогноза 1 s3
- 154 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 158 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 159
- 6.2. Удовлетворение и радость
- 6,3, Фрустрацйонныв эмоции 163
- 6.3. Фрустрационные эмоции
- 168 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 170 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.3. Фрустрационные эмоции 173
- 6.4. Коммуникативные эмоции
- 6.4. Коммуникативные эмоции 177
- Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.4. Коммуникативные эмоции 181
- 6.4. Коммуникативные эмоции 183
- 6.4. Коммуникативные эмоции 185
- 6.4. Комму ни кати вные эмсци и 1в7
- 6.4. Коммуникативные эмоции 189
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы
- 6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 193
- 194 Глава б, Характеристика различных эмоций
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 195
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 197
- 6.5. Интеллектуальные -эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 199
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) 205
- 7.2. Скука (состояние монотонии)
- 212 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний...
- 214 Глава 7. Характеристика эмоционапьных состояний...
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения)
- 7.4, Феномен «эмоционального выгорания» 221
- 7.4. Феномен «эмоционального выгорания»
- 8.1. Эмоциональная возбудимость
- 8.1. Эмоциональная возбуди мость 225
- 8.2. Эмоциональная глубина
- 228 Глава й, Эмоциональные свойства человека
- 8.3. Эмоциональная ригидность -лабильность
- 8.4. Эмоциональная устойчивость
- 230 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.5. Эмоциональность как интегральное свойство человека 233
- 8.5. Экспрессивность
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека
- 234 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека 235
- 236 Глава s. Эмоциональные свойства человека
- 238 Глава 8. Эмоциональные свойства человека
- 240 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности
- 242 Глава в. Понимание эмоций другого человека
- 244 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности 247
- 248 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 250 Глава 9. Понимание эмоций другого человек*
- 9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей 251
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются
- 252 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей
- 254 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи
- 9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии
- 9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия
- 9,?. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния,., 261
- 262 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 264 Глава 9. Понимание эмоций Другого человека
- 9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций
- 9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека
- 10.1. Значение управления эмоциями
- 10.2. Контроль выражения своих эмоций
- 10.3. Вызов желательных эмоций
- 272 Глава 10, Управление эмоциями
- 274 Глава 10, Управление зияниями
- 276 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний
- 278 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция»
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» 283
- 284 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное
- 290 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту £91
- 11.3. Характеристики эмоциональных отношений
- 294 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.4. Классификация чувств 295
- 11.4. Классификация чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия
- 29В Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия 299
- 12.2. Привязанность
- 12.2. Привязанность 301
- Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.Э. Дружба эоз
- 12.3. Дружба
- 304 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3, Пружба sos
- 306 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3. Дружба 307
- 308 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.4. Влюбленность
- 12.4. Влюбленность 309
- 12.5. Любовь
- 12.5. Любовь 311
- 12,5. Любовь .313
- 314 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.6. Враждебность
- 12.6. Враждебность 317
- 318 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.7. Зависть
- 12.7, Зависть 319
- 12.8. Ревность
- 12.8. Ревность 325
- 12.8, Ревность 327
- 328 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.9. Удовлетворенность
- 12.10. Счастье
- 12.11. Чувство гордости
- 12.12. Псевдочувства
- 13.1. Виды эмоционального поведения в общении
- 13.2. Эмоциональные произвольные реакции
- 13.3. Гедонизм и аскетизм
- 13.4. Фрустрационное поведение
- 344 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
- 13.5. Горевание (скорбь)
- 13.6. Альтруизм как ферма эмоционального поведения 349
- 13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения
- 13.7. Предбрачное ухаживание
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера) 353
- 354 Глава 14. Эмоциональный типы
- 14.2. Модапьноетныв профили (типы) эмоциональности 355
- 14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности
- 356 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.3. Оптимисты - пессимисты
- 358 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.4. Застенчивые
- 14.4. Застенчивые 350
- 362 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.5. Обидчивые и мстительные
- 364 Глава 14, Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 365
- 14.6. Сентиментальные
- 14.7. Эмпатийные
- 368 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 369
- 370 Глава 14. Эмоциональнья типы
- 14.8. Тревожные
- 14.6. Тревожные 371
- 372 Глава т4. Эмоциональные типы
- Глава 14. Эмоциональные типы
- 376 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.9. Совестливые
- 14.10. Любознательные
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов
- 380 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов 381
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 384 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.2, Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов 385
- 15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников
- Глава 15. У
- 15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 391
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 393
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 394 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личное™
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 395
- 396 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 398 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников 399
- 400 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 402 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков 403
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков
- 16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников
- 16.8. Возрастные изменения различных проявлений
- 16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 16.10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16.10. Половые различия е эмоциональной сфере 409
- 410 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- Глава 16. Возрастные и половые особенное™ эмоциональной сферы личности
- 414 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств 417
- 41S Пива 17. Патология и эмоции
- 17.2. Патологические изменения эмоциональных
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 419
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций
- 420 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 421
- 422 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 423
- 424 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 425
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 427
- 426 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.5. Патологическая застенчивость 429
- 17.5. Патологическая застенчивость
- 430 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях 431
- 432 Гпава 17. Патология и эмоции
- 434 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения здоровья 435
- 436 Глава 17. Патология и эмоции
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 439
- 440 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18,1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 441
- 18.1, Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 443
- 444 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 445
- 446 Глава 1 в. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 447
- 448 Глава 18, Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 449
- Глава 18. Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 451
- 452 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 1.Научный терминологический словарь
- 456 Приложение
- 2. Бытовой терминологический словарь
- 458 Приложение
- 462 Приложение
- 464 Приложение
- 406 Приложение
- 470 Приложение
- 476 Приложение
- 478 Приложение
- 480 Приложение
- 3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций
- 484 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональной сферы человека
- 1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний
- 490 Приложение
- 2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний
- 492 Приложение
- 493 Приложение
- 506 Приложение
- 512 Приложение
- 516 Приложение
- 518 Приложение
- 520 Приложение
- 524 Приложение
- 3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний
- 526 Приложение
- 528 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)
- 534 Припожение
- 536 Принижение
- 538 Приложение
- 5. Методики изучения эмоциональных свойств личности
- 540 Приложение
- 542 Приложение
- 544 Приложение
- 546 Приложение
- 548 Приложение
- 550 Приложение
- 6. Методики изучения эмоциональных типов
- 554 Приложение
- 556 Приложение
- 562 Приложен №
- 564 Приложение
- 566 Приложение
- 576 Приложение
- 578 Приложений
- 580 Приложение
- 584 Приложение
- 586 Приложение
- 58В Приложение
- 592 Приложение
- 7. Методики изучения эмоциональной экспрессии
- 594 Приложение
- 596 Приложений
- 590 Приложение
- 8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного
- 600 Приложение
- 602 Приложение
- 604 Приложение
- 606 Приложен™
- 612 Приложение
- 614 Приложение
- 616 Приложение
- 9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников
- 620 Приложение
- 624 Приложение
- 626 Приложение
- 630 Приложение
- 10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека
- 632 Приложение
- 638 Приложение
- 642 Приложение
- 646 Приложение
- 646 Приложение
- 650 Приложение
- 11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности
- 654 Приложение
- 658 Приложение
- 664 Приложение
- 670 Список литературы
- 674 Список литературы
- 678 Список литературы
- 680 Список литературы
- 664 Слисок литературы
- 690 Список литературы
- 694 Список литературы
- 708 Список литературы
- 710 Список литературы
- 712 Список литературы
- 718 Спиеок литературы
- 720 Список литературы
- 722 Слисок литературы
- 726 Список литературы
- 728 Слисок литературы
- 732 Список литературы
- 736 Слисок литературы
- 73S Список литературы
- 744 Предметный указатель