Восприятие музыки
Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Здесь следует сразу отдиффе-ренцировать современную музыку больших частот, современную музыку типа «Битлз» (уровень мощности 500-600 ватт), «Дорз» (до 100 ватт), позднее «Дип Перпл», «Эмерсон Лейк энд Палмер», а ныне «Эй Си/Ди Си» (до 70000 ватт) и др. и классическую музыку. Оба слоя музыкальной культуры имеют свою представленность в подростковой и молодежной субкультуре. Музыка больших частот пользуется массовым спросом подростков. Благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению, эта музыка позволяет подростку включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить свои смутные переживания. В ранних исследованиях Б.Г.Ананьев экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения: «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение (в первую очередь аффекты), то овладевая им, то преодолевая его» (СНОСКА: Ананьев Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого. - Владикавказ, 1928. — С. 24.)
Многие исследования показали, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции - усиливает метаболизм (обмен веществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменяет дыхание, меняет кровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Музыка, и в частности музыкальный ритм, производит в организме физиологические изменения, которые подобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах. Классической работой в этой сфере является исследование, проведенное в конце XIX в. К.Бюхером, в котором он показывает перспективность ритмического строя работы, осуществляемой благодаря различным видам трудовых песен (СНОСКА: См.: Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем.- М., 1925.) Сегодня исследования воздействия музыки на физиологию и психику человека продолжаются. Оказалось, что именно подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория так стремится к попи рок-музыке. Как ритм, так и частота ведут к зависимости от них - появляется потребность во все более высоких частотах, приближающихся к ультразвуку. При всем внешне демонстрируемом стремлении к самостоятельности подросток, по существу, проявляет себя как негативист и конформист. Именно в зависимости от сверстников он утверждает свою «самость». Музыка как нельзя лучше погружает подростков в зависимость от ритмов, высоты, силы и др., объединяет всех метаболическими ощущениями темных телесных функций и создает сложную гамму слуховых, телесных и социальных переживаний. При этом чем более мощное психофизиологическое воздействие оказывает музыка, тем больший «кайф» получает погруженная в музыку масса подростков, тем в большей мере каждый подросток отрешается от самого себя. Японские журналисты провели экспресс-исследование в крупнейших рок-залах Токио. Они произвольно задавали юной публике три вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?» Оказалось, что ни один из опрошенных не смог ответить на эти простые, обычные вопросы. Под воздействием музыки произошла потеря самоидентичности (СНОСКА: См.: Светлов М. И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовестник.- 1995.-№35.-С. 7.)
Увлеченных рок-музыкой (рокеров) нередко сравнивают с наркоманами, так как они уже не могут отказаться от препровождения времени вне рок-музыки. Действительно, привыкание к высоким частотам, к выраженному ритму объясняется возникающей зависимостью психофизиологического и социального плана. Одна из способностей восприятия музыки - музыкально-ритмическое чувство, т.е. «способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его» (СНОСКА: Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.-С.211) Слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями. В подростковой субкультуре эти реакции оформлены в определенные (современные) танцевальные движения. Чем отчетливее ритмы, тем более совпадают с ними танцевальные движения.
То, что происходит в массе случаев с подростком в этой сфере, -явление, отражающее начальный уровень развития восприятия музыки. По существу, оно сводится к переживанию ритма и больших частот музыкальных звуков в сочетании с телесными движениями. Это явление относится к возрасту, поэтому в дальнейшем выросшие из подросткового возраста люди перестают с таким же энтузиазмом отдаваться музыке больших частот.
Наряду с массовым подростковым погружением в попи рок-музыку можно отметить склонность отдельных подростков к восприятию классической музыки. Последнее требует наличия трех основных музыкальных способностей. Б. М. Теплов характеризует эти способности следующим образом:
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Проявляется оно в восприятии, узнавании мелодии, в чувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма ладовое чувство образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерное проявление этого чувства - любовь и интерес к слушанию музыки.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими зву-ковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство (СНОСКА: Там же.-С. 210-211.) Комплекс основных музыкальных способностей образует ядро музыкального восприятия. Специальной способностью, сформированной на восприятии музыки, является музыкальный слух. В музыкальном слухе слиты в неразрывное целое восприятие высоты, силы, тембра, а также и более сложных элементов: фразировки, формы, ритма и т.д. С.Л.Рубинштейн писал, что «музыкальный слух в широком смысле слова выходит собственно не только за пределы ощущения, но и за пределы восприятия. Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -2-е изд. - М., 1946. -С. 225.)
Подросток, увлеченный слушанием музыки и включенный в исполнительскую музыкальную деятельность, погружен в развитие у себя музыкальных способностей: он стремится совершенствовать мелодический слух, ладовое чувство, стремится развить гармонический слух и способность к слуховым представлениям. Развивая внутренний слух, он погружается в поток музыкального воображения и испытывает глубокое духовное чувство. Говоря о сенсорном развитии в подростковом возрасте, мы должны отметить, что здесь так же, как и в речевом развитии, между подростками происходит выраженный разрыв в культурном отношении.
- Раздел 1 Возрастная психология как наука
- Факторы, определяющие психическое развитие Условия психического развития Исторически обусловленные реальности существования человека
- Предпосылки развития психики Биологические предпосылки
- Взаимодействие биологического и социального факторов
- Социальное наследование
- Раздел 2. Младший школьный возраст
- Особенности общения Место ребенка в системе общественных отношений
- Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе
- Умственное развитие Устная и письменная речь
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность ребенка младшего школьного возраста
- Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования
- Притязание на признание со стороны взрослых
- Развитие чувств
- Учебная деятельность Готовность к школе
- Общая характеристика учебной деятельности
- Игра и ученье в младшем школьном возрасте
- Влияние ученья на умственное развитие
- Влияние ученья на развитие личности
- Раздел III. Отрочество
- Условия и образ жизни Социальная ситуация в жизни отрока
- В условиях семьи
- В школе и в училище
- Учебная деятельность и ориентация на труд Учебная деятельность
- Ориентация на труд и общественно полезную деятельность
- Особенности общения Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции Общение подростка со взрослыми
- Общение со сверстниками
- Совместное отчуждение от взрослых
- Общение со сверстниками противоположного пола
- Формы общения со сверстниками противоположного пола
- Сексуальность в отрочестве
- Умственное развитие Развитие речи Вхождение в реальность знаковых систем языка
- Верхний уровень речевой культуры
- Школа, язык и индивидуализация
- Подростковая языковая субкультура
- Развитие высших психических функций Сенсорное развитие
- Восприятие музыки
- Развитие мышления
- Развитие внимания, памяти, воображения
- Личность отрока Особенности идентификации с собственным «я». Кризис личности в отрочестве Идентификация с собственным «я».
- Кризис личности
- Самосознание в отрочестве
- Тело, лицо, имя
- Половая идентификация
- Социальное пространство