493 Приложение
ного образа переживаемого ими одного из следующих состояний: восторженного, радостного, спокойно-уравновешенного, безразличного, скучного и раздраженного. Для облегчения этой задачи испытуемым дается бланк с шифром указанных эмоциональных состояний, на котором положение бровей, глаз, носа, рта, шеи и рук различно для указанных выше пяти состояний.
Инструкция. «Вам даны два бланка. На одном из них изображены контуры верхней части туловища («мишени») - рис. 3. На них вам нужно как можно точнее передать свое настроение. Для этого воспользуйтесь вторым бланком, на котором даны шифры различных настроений (табл. 2). В таблице слева указаны некоторые части лица, а справа по горизонтали - их детали, которые отражают разные состояния человека. Для облегчения заполнения «мишени» к каждой детали лица дается словесное пояснение, т. е. что обозначает каждая из пяти деталей. А теперь подберите ту деталь бровей, которая в большей степени совпадает с вашим настроением в данный момент. После этого переходите к глазам и т. д.
В процессе заполнения не старайтесь представить себя идеальным или симпатичным, а передайте как можно точнее свое состояние. Рисовать надо долго не думая, перенося из шифра те детали, которые совпадают, по вашему мнению, с имеющимся у вас настроением. На выполнение задания вам дается 3 мин».
Возможны и другие варианты работы с методикой (в большей мере для лиц мужского пола), когда вместо цельного заполнения мишени символическими деталями предлагается записывать номер детали в специальный бланк (табл. 3). В этом случае нейтрализуется повышенный интерес к рисованию деталей и сокращается время исследования.
Рис. 3
Приложение 499
Таблица 1 Бланк заполнения рисовально-символической оценки эмоционального состояния
| Брови | Глаза | Нос | Рот | Шея | Руки | Сумма баллов |
Шифр | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 |
|
Баллы | +2 | 0 | +2 | +1 | -1 | 0 | +4 |
Обработка результатов. Оценка результатов производится в диапазоне от +2 до -2 по каждой части лица. Оценка деталей бровей, носа и шеи слева направо оце-нивается так: +2, +1, 0, -1, -2; глаз, рта и рук: -2, -1, 0, +1, +2. На основе этого под-считывается общее количество баллов выданной «мишени».
Интерпретация. Восторженному состоянию соответствует +12 баллов и больше, радостному +6 - +11 баллов, спокойному, уравновешенному 0 - +5 баллов; безразличному 0 -6 баллов, скучному -7-11 баллов, раздраженному (пресыщенному) - 12 и больше баллов.
Измерение степени выраженности сниженного настроения -
субдепрессии
Для проведения исследования используется шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т. Н. Балашовой. Шкала включает 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения - субдепрессии.
Исследование проводится индивидуально.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте один из четырех вариантов ответов справа в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время.
Варианты ответов: 1 - нет, неверно; 2 - пожалуй, так; 3 - верно; 4 - совершенно верно.
Опросник
1. Я чувствую подавленность, тоску...............................................................................1234
2. Утром я чувствую себя лучше всего..........................................................................1234
3. У меня близко слезы.......................................................................................................1234
4. У меня плохой ночной сон...........................................................................................1234
5. У меня аппетит не хуже обычного..............................................................................1234
6. Мне приятно общаться с привлекательным и женщинами (мужчинами) ... 123 4
7. Я теряю в весе...................................................................................................................1234
8. Меня беспокоят запоры.................................................................................................1234
9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно...................................................................1234
10. Я устаю без всяких причин..........................................................................................1234
11. Я мыслю так же ясно, как и всегда............................................................................1234
12. Мне легко делать то, что я умею..................................................................................1234
13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.........................................1234
14. Я надеюсь на будущее.....................................................................................................1234
15. Я более раздражителен, чем обычно..........................................................................1234
16. Мне легко принимать решения...................................................................................1234
500 Приложение
17. Я чувствую, что полезен и необходим......................................................................1234
18. Я живу достаточно полной жизнью...........................................................................1234
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет................ 1234
20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда.......................................................1234
После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных
испытуемым. В опроснике содержатся 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2,5, 6,11,12,14,16,17,18 и 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов, «обратные» ответы подсчитываются отдельно. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» (£ ) и «обратным» (Е 6) ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая»оценка переводится в шкальную 0' по формуле:
tr-[(Snp+ZJ:SO]*100
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь объем шкальных оценок делится на четыре диапазона:
диапазон 1 - ниже 50 баллов - лица, не имеющие в момент опыта сниженного
настроения;
диапазон 2 - от 51 до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения;
диапазон 3 - от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения;
диапазон 4 - выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или
депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записывают в протокол с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Методика «Определение уровня депрессии»
Предлагаемая методика В. А. Жмурова дается в авторской правке В. В. Бойко и выявляет главным образом тоскливую или меланхолическую депрессию на данный момент. Инструкция. Прочтите каждую группу показаний и выберите подходящий вариант ответа - 0, 1, 2 или 3. Текст опросника 1 0. Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно.
1.1. Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.
1.2. Да, оно более подавлено (печально), чем обычно.
1.3. Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.
2.0. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
2.1. У меня иногда бывает такое настроение.
2.2. У меня часто бывает такое настроение.
2.3. Такое настроение у меня бывает постоянно.
3.0. Я не чувствую себя так, будто я остался без чего-то очень важного для меня.
3.1. У меня иногда бывает такое чувство
3.2. У меня часто бывает такое чувство.
Припожеиие 501
3.3. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался без чего-то очень важного для меня.
4.0. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
4.1. У меня иногда бывает такое чувство.
4.2. У меня часто бывает такое чувство.
4.3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5.0. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
5.1. У меня иногда бывает такое чувство.
5.2. У меня часто бывает такое чувство.
5.3. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6.0. У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.
6.1. У меня иногда бывает такое состояние,
6.2. У меня часто бывает такое состояние.
6.3. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7.0. Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.
7.1. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
7.2. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
7.3. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
8.0. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
8.1. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
8.2. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
8.3. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
9.0. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
9.1. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
9.2. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
9.3. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
10.0. Я боязлив(а) не более обычного.
10.1. Я боязлив(а) несколько более обычного.
10.2. Я боязлив(а) значительно более обычного.
10.3. Я боязлив(а) намного более обычного.
11.0. Хорошее меня радует, как и прежде.
11.1. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
11.2. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
11.3. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
12.0. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
12.1. У меня иногда бывает такое чувство.
12.2. У меня часто бывает такое чувство.
12.3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
502
Приложение
13.0. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
13.1. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
13.2. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
13.3. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
14.0. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
14.1. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
14.2. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
14.3. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
15.0. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
15.1. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).
15.2. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).
15.3. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).
16.0. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
16.1. Я виню себя за это несколько больше обычного. 16.2 Я виню себя за это значительно больше обычного.
16.3. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
17.0. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
17.1. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
17.2. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
17.3. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
18.0. У меня не бывает чувство, будто я погряз(ла) в грехах.
18.1. У меня иногда бывает теперь это чувство.
18.2. У меня часто теперь бывает это чувство.
18.3. Это чувство у меня теперь не проходит.
19.0. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
19.1. Я виню себя за них несколько больше обычного.
19.2. Я виню себя за них значительно больше обычного.
19.3. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
20.0. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает
20.1. Иногда у меня бывает такое состояние.
20.2. У меня часто бывает теперь такое состояние.
20.3. Это состояние у меня теперь не проходит.
21.0. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
21.1. Теперь иногда бывает.
21.2. Оно часто бывает у меня.
21.3. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
22.0.
Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
Приложена 503
22.1. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
22.2. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде,
22.3. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
23.0. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
23.1. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
23.2. Я часто так думаю.
23.3. Я постоянно думаю, что плохого во мне болыше, чем у других.
24.0. Желания умереть у меня не бывает.
24.f. Это желание у меня иногда бывает.
24.2. Это желание у меня бывает теперь часто.
24.3. Это теперь постоянное мое желание.
25.0. Я не плачу.
25.1. Я иногда плачу.
25.2. Я плачу часто.
25.3. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
26.0. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
26.1. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
26.2. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
26.3. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
27.0. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
27.1. Иногда у меня бывает такое состояние.
27.2. У меня часто бывает такое состояние.
27.3. Это состояние у меня теперь не проходит.
28.0. Моя умственная активность никак не изменилась.
28.1. Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях.
28.2. Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», (в голове мало мыслей).
28.3. Я теперь ни о чем теперь не думаю («голова пустая»).
29.0. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
29.1. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
29.2. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
29.3. У меня совсем пропал интерес к людям («я никого не хочу видеть»).
30.0. Я принимаю решения, как и обычно.
30.1. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
30.2. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
30.3. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.
31.0. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
31.1. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
31.2. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
504
Приложение
31.3. Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.
32.0. Я могу работать, как и обычно.
32.1. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
32.2. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
32.3. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).
33.0. Я сплю не хуже, чем обычно.
33.1. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
33.2. Я сплю значительно хуже,чем обычно.
33.3. Теперь я почти совсем не сплю.
34.0. Я устаю не больше, чем обычно.
34.1. Я устаю несколько больше, чем обычно.
34 2. Я устаю значительно больше, чем обычно. 34.3. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
35.0. Мой аппетит не хуже обычного.
35.1. Мой аппетит несколько хуже обычного.
35 2. Мой аппетит значительно хуже обычного. 35.3. Аппетита у меня теперь совсем нет.
36.0. Мой вес остается неизменным.
36.1. Я немного похудел (а) в последнее время.
36.2. Я заметно похудел(а) в последнее время.
36.3. В последнее время я очень похудел(а).
37.0. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
37.1. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
37.2. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
37.3. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
38.0. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
38.1. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
38.2. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
38.3. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
39.0. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
39.1. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
39.2. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
39.3. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
40.0. Я чувствую боль, как и обычно.
40.1. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
40.2. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
40.3. Я почти не чувствую теперь боли.
Припожение 505
41.0. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
41.1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
41.2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
41.3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
42.0. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
42.1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
42.2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
42.3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
43.0. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
43.1. Такое однажды со мной было.
43.2. Со мной такое было два или три раза.
43.3. Со мной было такое много раз.
44.0. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
44.1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
44.2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
44.3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.
Обработка данных. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами). Интерпретация данных:
1-9 - депрессия отсутствует, либо незначительна;
10-24 - депрессия минимальна; 25-44 - легкая депрессия; 45-67 - умеренная депрессия; 68-87 - выраженная депрессия; 88 и более - глубокая депрессия.
Шкала депрессии Э. Бека
Методика взята из книги: Каппони В., Новака Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 1994.
Инструкция. Прочитайте каждое утверждение, помещенное против порядковых цифр, и выберите такое, которое наиболее точно определяет ваше самочувствие в настоящий момент. В рамках пронумерованных позиций можно выбрать несколько утверждений. Итак, сначала познакомьтесь со всеми буквенными пунктами раздела, а затем решите, что истинно по отношению к вам. Текст опросника La) я чувствую себя хорошо;
б) мне плохо;
в) мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поделать;
г) мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть. 2. а) будущее не пугает меня;
б) я боюсь будущего;
в) меня ничто не радует;
- Е. П. Ильин эмоции и чувства
- Isbn 5-318-00236-6
- Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
- Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
- Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
- Глава 4. Роль и функции эмоций 99
- Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
- Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
- Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний,
- Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
- Глава 11. Общее представление о чувствах 282
- Глава 12. Характеристика различных чувств 297
- Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
- Глава 14. Эмоциональные типы 352
- Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей
- Глава 16. Возрастные и половые особенности
- Глава 17. Патология и эмоции 415
- Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
- 10 Предисловие
- 1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики
- 14 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.,2. Уровни эмоционального реагирования по с. П. Рубинштейну 15
- 1.2. Уровни эмоционального реагирования по с. Л. Рубинштейну
- 1.3. Виды эмоционального реагирования
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 17
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования
- 18 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 19
- 20 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 21
- 22 Пщва1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 23
- 24 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1 Л. Компоненты эмоционального реагирования 25
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 27
- 2В Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 29
- 30 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 31
- 1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
- 34 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.6. Эмоциогенные ситуации
- 36 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования
- 40 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 42 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2,1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и вдечатцения 43
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 46 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 48 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 49
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 51
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 53
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 55
- 58 Глава 2, Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 59
- 60 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 62 Пива 2. Характеристика различных видов эмодионального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональней фон в данный момент) 63
- 64 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 65
- Глава 3
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина 67
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина
- 3.2. «Ассоциативная» теория в. Вундта
- 3.3. «Периферическая» теория у. Джем су-г. Ланге
- 70 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 72 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.4. Теория у. Кеннона - п. Барда
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций 73
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций
- 3.6. Сосудистая теория выражения эмоций и. Уэйнбаума и ее модификация
- 3.7. Биологическая теория эмоций п. К. Анохина
- 3.8. Фрустрационные теории эмоций
- 3.9. Когнитивистские теории эмоций
- 76 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 78 Глею 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоци й
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 79
- 3.10. Информационная теория эмоций п. В. Симонова
- 80 Глава 3, Теории, объясняющие механизмы возникновений эмоций
- 82 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 83
- 84 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 68 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.11. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 89
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
- 94 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения амоци й
- 96 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 97
- 98 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 4.1. Целесообразность эмоций
- 100 Пива 4. Роль и функции эмоций
- 4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
- 102 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью
- 4.3. Ропь и функции эмоций в упродпении поведением и деятвпьностью 103
- 104 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 106 Гла&а 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении повелением и деятельностью 107
- 108 Глава 4. Ропь и функции эмоций
- 110 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 111
- 112 Глава 4, Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 113
- 114 Глава 4, Ропь и функции амоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и ЦеЯТепьНосГыо 115
- 116 Глава 4, Ропъ и функции амоций
- 118 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.4, Прикладная роль эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций
- 120 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 122 Глава 4. Роль * функции эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций 125
- 126 Глава 4. Роль и фу ноши эмоци й
- 4.4. Прикладная роль эмоций 127
- 4.4. Прикладная роль эмоций 129
- 5.1. Причины разнообразия эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций
- 5 2. Различные подходу it классификации эмоций 131
- 132 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5,2. Различные подходы к классификации эмоций 133
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 135
- 136 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 137
- 138 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза
- 140 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 141
- 142 Глава 6, Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 143
- 144 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 145
- 146 Глава в. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожцрания и прогноза 151
- 152 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1, Эмоции ожидания и прогноза 1 s3
- 154 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 158 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 159
- 6.2. Удовлетворение и радость
- 6,3, Фрустрацйонныв эмоции 163
- 6.3. Фрустрационные эмоции
- 168 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 170 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.3. Фрустрационные эмоции 173
- 6.4. Коммуникативные эмоции
- 6.4. Коммуникативные эмоции 177
- Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.4. Коммуникативные эмоции 181
- 6.4. Коммуникативные эмоции 183
- 6.4. Коммуникативные эмоции 185
- 6.4. Комму ни кати вные эмсци и 1в7
- 6.4. Коммуникативные эмоции 189
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы
- 6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 193
- 194 Глава б, Характеристика различных эмоций
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 195
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 197
- 6.5. Интеллектуальные -эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 199
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) 205
- 7.2. Скука (состояние монотонии)
- 212 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний...
- 214 Глава 7. Характеристика эмоционапьных состояний...
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения)
- 7.4, Феномен «эмоционального выгорания» 221
- 7.4. Феномен «эмоционального выгорания»
- 8.1. Эмоциональная возбудимость
- 8.1. Эмоциональная возбуди мость 225
- 8.2. Эмоциональная глубина
- 228 Глава й, Эмоциональные свойства человека
- 8.3. Эмоциональная ригидность -лабильность
- 8.4. Эмоциональная устойчивость
- 230 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.5. Эмоциональность как интегральное свойство человека 233
- 8.5. Экспрессивность
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека
- 234 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека 235
- 236 Глава s. Эмоциональные свойства человека
- 238 Глава 8. Эмоциональные свойства человека
- 240 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности
- 242 Глава в. Понимание эмоций другого человека
- 244 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности 247
- 248 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 250 Глава 9. Понимание эмоций другого человек*
- 9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей 251
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются
- 252 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей
- 254 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи
- 9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии
- 9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия
- 9,?. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния,., 261
- 262 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 264 Глава 9. Понимание эмоций Другого человека
- 9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций
- 9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека
- 10.1. Значение управления эмоциями
- 10.2. Контроль выражения своих эмоций
- 10.3. Вызов желательных эмоций
- 272 Глава 10, Управление эмоциями
- 274 Глава 10, Управление зияниями
- 276 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний
- 278 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция»
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» 283
- 284 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное
- 290 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту £91
- 11.3. Характеристики эмоциональных отношений
- 294 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.4. Классификация чувств 295
- 11.4. Классификация чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия
- 29В Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия 299
- 12.2. Привязанность
- 12.2. Привязанность 301
- Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.Э. Дружба эоз
- 12.3. Дружба
- 304 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3, Пружба sos
- 306 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3. Дружба 307
- 308 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.4. Влюбленность
- 12.4. Влюбленность 309
- 12.5. Любовь
- 12.5. Любовь 311
- 12,5. Любовь .313
- 314 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.6. Враждебность
- 12.6. Враждебность 317
- 318 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.7. Зависть
- 12.7, Зависть 319
- 12.8. Ревность
- 12.8. Ревность 325
- 12.8, Ревность 327
- 328 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.9. Удовлетворенность
- 12.10. Счастье
- 12.11. Чувство гордости
- 12.12. Псевдочувства
- 13.1. Виды эмоционального поведения в общении
- 13.2. Эмоциональные произвольные реакции
- 13.3. Гедонизм и аскетизм
- 13.4. Фрустрационное поведение
- 344 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
- 13.5. Горевание (скорбь)
- 13.6. Альтруизм как ферма эмоционального поведения 349
- 13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения
- 13.7. Предбрачное ухаживание
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера) 353
- 354 Глава 14. Эмоциональный типы
- 14.2. Модапьноетныв профили (типы) эмоциональности 355
- 14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности
- 356 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.3. Оптимисты - пессимисты
- 358 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.4. Застенчивые
- 14.4. Застенчивые 350
- 362 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.5. Обидчивые и мстительные
- 364 Глава 14, Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 365
- 14.6. Сентиментальные
- 14.7. Эмпатийные
- 368 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 369
- 370 Глава 14. Эмоциональнья типы
- 14.8. Тревожные
- 14.6. Тревожные 371
- 372 Глава т4. Эмоциональные типы
- Глава 14. Эмоциональные типы
- 376 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.9. Совестливые
- 14.10. Любознательные
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов
- 380 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов 381
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 384 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.2, Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов 385
- 15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников
- Глава 15. У
- 15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 391
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 393
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 394 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личное™
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 395
- 396 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 398 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников 399
- 400 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 402 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков 403
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков
- 16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников
- 16.8. Возрастные изменения различных проявлений
- 16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 16.10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16.10. Половые различия е эмоциональной сфере 409
- 410 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- Глава 16. Возрастные и половые особенное™ эмоциональной сферы личности
- 414 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств 417
- 41S Пива 17. Патология и эмоции
- 17.2. Патологические изменения эмоциональных
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 419
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций
- 420 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 421
- 422 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 423
- 424 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 425
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 427
- 426 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.5. Патологическая застенчивость 429
- 17.5. Патологическая застенчивость
- 430 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях 431
- 432 Гпава 17. Патология и эмоции
- 434 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения здоровья 435
- 436 Глава 17. Патология и эмоции
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 439
- 440 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18,1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 441
- 18.1, Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 443
- 444 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 445
- 446 Глава 1 в. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 447
- 448 Глава 18, Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 449
- Глава 18. Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 451
- 452 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 1.Научный терминологический словарь
- 456 Приложение
- 2. Бытовой терминологический словарь
- 458 Приложение
- 462 Приложение
- 464 Приложение
- 406 Приложение
- 470 Приложение
- 476 Приложение
- 478 Приложение
- 480 Приложение
- 3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций
- 484 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональной сферы человека
- 1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний
- 490 Приложение
- 2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний
- 492 Приложение
- 493 Приложение
- 506 Приложение
- 512 Приложение
- 516 Приложение
- 518 Приложение
- 520 Приложение
- 524 Приложение
- 3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний
- 526 Приложение
- 528 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)
- 534 Припожение
- 536 Принижение
- 538 Приложение
- 5. Методики изучения эмоциональных свойств личности
- 540 Приложение
- 542 Приложение
- 544 Приложение
- 546 Приложение
- 548 Приложение
- 550 Приложение
- 6. Методики изучения эмоциональных типов
- 554 Приложение
- 556 Приложение
- 562 Приложен №
- 564 Приложение
- 566 Приложение
- 576 Приложение
- 578 Приложений
- 580 Приложение
- 584 Приложение
- 586 Приложение
- 58В Приложение
- 592 Приложение
- 7. Методики изучения эмоциональной экспрессии
- 594 Приложение
- 596 Приложений
- 590 Приложение
- 8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного
- 600 Приложение
- 602 Приложение
- 604 Приложение
- 606 Приложен™
- 612 Приложение
- 614 Приложение
- 616 Приложение
- 9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников
- 620 Приложение
- 624 Приложение
- 626 Приложение
- 630 Приложение
- 10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека
- 632 Приложение
- 638 Приложение
- 642 Приложение
- 646 Приложение
- 646 Приложение
- 650 Приложение
- 11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности
- 654 Приложение
- 658 Приложение
- 664 Приложение
- 670 Список литературы
- 674 Список литературы
- 678 Список литературы
- 680 Список литературы
- 664 Слисок литературы
- 690 Список литературы
- 694 Список литературы
- 708 Список литературы
- 710 Список литературы
- 712 Список литературы
- 718 Спиеок литературы
- 720 Список литературы
- 722 Слисок литературы
- 726 Список литературы
- 728 Слисок литературы
- 732 Список литературы
- 736 Слисок литературы
- 73S Список литературы
- 744 Предметный указатель