Развитие личности
В основном Скиннера интересуют изменения поведения, научение, модификация поведения; следовательно, можно сказать, что его теория наиболее релевантна проблеме развития личности. Как и многие другие теоретики, Скиннер полагает, что понимание личности может прийти на основе понимания развития поведения человеческого организма в интеракциях со средой. Соответственно, эта интеракция была в центре многочисленных тщательно поставленных экспериментальных исследований. Ключевым концептом в системе Скиннера является принцип подкрепления, и его позиция часто обозначается как теория оперантного подкрепления.
Возьмем очень простой пример оперантного обусловливания. Мы можем научить ребенка часто просить конфетку, давая ее всякий раз, когда он просит. Мы положительно подкрепляем реакцию просьбы дать конфету. Мы можем угасить эту реакцию, попросту не давая конфету в ответ на просьбу ребенка. Тогда мы выясняем, что частота просьб снижается. Есть и другой путь: при просьбе наказывать ребенка шлепком. Когда мы действуем подобным образом, добавляя к ситуации нечто, снижающее вероятность реакции, говорят, что мы наказали реакцию. Наказывающий стимул – это аверсивный (отвращающий) стимул, который, возникая после оперантной реакции, снижает вероятность этой реакции в будущем.
Только что мы пояснили общие принципы подхода Скиннера к проблеме модификации поведения. Эти принципы выведены на основе огромного количества тщательно поставленных исследований и обнаружили свою приложимость к широкому кругу проблем. Может показаться, что они очень уж просты и не имеют отношения к развитию личности. Скиннер, однако, настойчиво отстаивает мысль о том, что личность – не более чем собрание поведенческих стереотипов, и что, когда мы задаемся вопросом о развитии личности, нас интересует лишь развитие этих стереотипов. Скиннер полагает, что мы можем предсказывать, контролировать и объяснять это развитие, рассматривая то, как принцип подкрепления объясняет поведение индивида в настоящем в качестве результата подкрепления предшествующих реакций.
- 1.1.1 Проблема личности в системе современного научного знания.
- 1.1.2 Различные подходы к пониманию личности в психологии.
- 1.1.3 Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
- 1.2.1 Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности
- 1.2.2 Темперамент: определение и сферы проявления
- 1.2.3 Соотношение темперамента и характера
- 1.2.4 Способности личности
- 1.2.5 Направленность личности
- Жизненные события, способные вызвать стресс (по т. Холмсу, р. Рахэ)
- 1.3.2 Активность личности
- 1.3.3 Способы личностного поведения
- Тема 1.4 я – концепция
- 1.4.1 Самосознание личности и его компоненты
- 1.4.2 Понятие я – концепции
- 1.4.3 Я – концепция в различных психологических теориях
- 1.5.1 Критерии сформированности и процесс формирования личности.
- 1.5.2 Свобода личности.
- 6.1 Психоаналитическая теория личности з. Фрейда.
- Основные тезисы индивидуальной психологии
- 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
- 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
- 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
- 4. Социальная принадлежность индивидуума
- 5. Индивидуальная субъективность
- 7.1 Эго-теория личности э. Эриксона.
- 7.2 Социокультурная теория личности к. Хорни.
- 8.2 Реформа бихевиоризма б. Ф. Скиннером
- Развитие личности
- 8.3 Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (к. Халл)
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Структура личности
- 8.4 Научение через моделирование и теория социального научения (а. Бандура, Дж. Роттер).
- 9.1 Теория личностных конструктов Дж. Келли.
- 9.2 Теория поля Курта Левина.
- Феноменологическая позиция роджерса
- Полноценно функционирующий человек
- 12.2 Заброшенность и судьба как основания существования
- Миропроект
- 13.1 Теория личности а. Ф. Лазурского.
- 13.2 Теория личности в. Н. Мясищева.
- 13.3 Теория личности к. К. Платонова.
- 13.4 Теория личности а. Н. Леонтьева.
- 13.5 Теория личности с. Л. Рубинштейна.
- 13.6 Учение б. Г. Ананьева о человеке.