Парааутистические расстройства
Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение имеет психогенный (депривационный) аутизм, который впервые был описан L. Nissen в 1975 г., а в отечественной детской психиатрии в работах В. Е. Каган, М. О. Проселковой, В. М. Башиной, Г. В. Козловской (1996), М. О. Проселковой (1997). L. Nissen наблюдал его у детей 3—4 лет, лишенных матерей и воспитывающихся в детском доме.
Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занимаются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу. Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Периодически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыжков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук, сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек, даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления, ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей. Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты. Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа.
Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутизмом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (например, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и парадоксальности реакций.
При отсутствии матери у них, естественно, не формируется система мать — дитя, даже если есть замещающее мать лицо. Эмоциональная сфера таких детей недоразвита. У них возможно развитие депрессивных состояний с плаксивостью, соматическими жалобами, сенестоалгиями, адинамией и астенией, которые создают дополнительную основу для измененного эмоционального реагирования.
Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного развития.
По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь, расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные состояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный дефицитарный тип личности.
Причиной развития психогенного аутизма является депривационный фактор — сиротство, обусловливающий дефицит экзогенной сенсорной, когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития соответствующих систем организма. Принято считать, что при психогенном аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной активности и поведения, является вторичной. В связи с особой ролью фактора эмоциональной депривации описанный психогенный парааутизм определяется также как депривационный аутизм.
Другие формы депривационного аутизма. Элементы аутистических расстройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных, лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зрительной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (например, при невозможности передвигаться при ДЦП). Но такие формы аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют моторные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задержка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты) корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных условиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.
- Часть 2
- Раздел 8 Патология психического развития Оглавление
- Глава 1. Основные стадии психического развития Понятие дизонтогенеза.
- Глава 2. Умственная отсталость
- Краткий исторический очерк
- Основные клинические и психометрические критерии умственной отсталости
- Этиология и патогенез
- Классификация
- Распространенность умственной отсталости
- Клинические проявления и динамика умственной отсталости
- Отдельные клинические формы умственной отсталости
- Наследственные формы умственной отсталости. Синдромы с множественными врожденными аномалиями.
- Генетические синдромы с неясным типом наследования
- Моногенно наследуемые синдромы
- Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена
- Умственная отсталость при факоматозах
- Умственная отсталость при неврологических и нервно-мышечных заболевания
- Умственная отсталость смешанной этиологии
- Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости
- Общие вопросы профилактики, лечения, реабилитации и организации помощи больным с умственной отсталостью
- Глава 3. Задержки психического развития
- Глава 4. Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические расстройства
- Синдром раннего детского аутизма Каннера
- Синдром Аспергера
- Синдром Ретта
- Аутизм после приступов шизофрении
- Аутистическиподобные расстройства
- Парааутистические расстройства
- Лечение и организация помощи больным с аутизмом
- Акселерация
- Психический инфантилизм
- Нарушения развития по типу психосоматических расстройств (соматопатии).
- Гиперкинетический синдром
- Особые формы дизонтогенеза в группах высокого риска по психической патологии
- Глава 5. Общие принципы лечения и профилактики психического дизонтогенеза