2.Понятие о сознании и самосознании личности.
Характеристика Я-концепции
Психика характеризуется высшим и низшим уровнями. Высший уровень, свойственный только человеку, образует сознание; низший уровень, свойственный и человеку, и животным, – бессознательное. Понятие «психика» шире, чем понятия «сознание» и «бессознательное». Вместе с тем и сознание, и бессознательное, – это психические проявления.
Структура сознания по А.В. Петровскому включает:
1) совокупность знаний об окружающем мире. Знания о мире человек получает и обогащает с помощью познавательных процессов, поэтому в структуру сознания входят ощущение, восприятие, память, мышление и воображение;
2) отчетливое противопоставление и различение субъекта (что принадлежит «я» человека) и объекта (что принадлежит его «не-я»). Отделение «я» от «не-я» происходит в процессе формирования самосознания человека еще в раннем детстве (примерно около трех лет). Благодаря этой характеристике человек способен осуществлять самопознание и самооценку;
3) целеполагающую деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, приложение волевых усилий на пути их реализации, осуществление необходимой коррекции выполняемых действий;
4) определенное отношение. Выполняемая человеком деятельность и общение с окружающими людьми вызывают у него эмоции и чувства.
Необходимым условием формирования и развития сознания является язык. Благодаря речевой деятельности человек обогащается знаниями, выработанными до него и для него человечеством.
Характеристики сознания
К характеристикам сознания относят:
– рефлексивную способность, позволяющую познавать другие психические явления и самого себя;
– мысленное представление и воображение действительности, связанное с волевым управлением психическими процессами и состояниями, предполагающее связь сознания с речью;
– способность к коммуникации, т.е. к передаче окружающим с помощью языка или других знаковых систем того, что осознал сам человек. В отличие от человека (содержание индивидуального сознания – это обобщенное отражение объективной действительности) животное передает информацию сородичам о своих внутренних состояниях;
– наличие в сознании интеллектуальных схем, в соответствии с которыми человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию. Схемы включают правила, понятия, логические операции (анализ, сравнение и др.).
Язык и речь формируют два пласта сознания: систему значений слов и систему смыслов слов. Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме (литература).
В филогенезе первоначально формируется коллективное сознание, затем индивидуальное. Объясняется это тем, что слово и его содержание должны получить общее значение для людей. Главное условие возникновения и развития коллективного и индивидуального сознания – это совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Субъективным носителем сознания выступает речь.
Бессознательное
Понятие «бессознательное» ввел в науку Г. Лейбниц. З. Фрейд придал этому явлению эмпирический статус. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.
По З. Фрейду психика включает три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Сознание содержит в себе осознаваемые в данный момент ощущения и переживания. Предсознательное включает весь опыт, который не осознается в данный момент, но может вернуться в сознание спонтанно или после приложения усилий (к примеру, неосознаваемые движения, которые в прошлом были сознательными). Бессознательное включает примитивные инстинктивные побуждения, эмоции, воспоминания, которые угрожали личности и потому были подавлены или вытеснены в сферу бессознательного.
Содержание бессознательного определяет повседневное поведение человека. Являясь недоступным для осознания, этот материал выражается в символах (сновидения). Как и сознание, бессознательное является человеческим психическим проявлением, детерминированным общественными условиями существования человека. Вместе с тем в отличие от сознания оно недостаточно адекватно, частично отражает мир в мозгу человека.
Характеристика Я-концепции
Я – это совокупность установок человека на самого себя (Р. Бернс). Эта организованная, относительно устойчивая, более или менее осознаваемая структура постоянно находится в процессе формирования. Я может быть положительным, отрицательным и амбивалентным (одновременное присутствие в сознании противоположных чувств, которые человек переживает по отношению к себе).
Я-концепция включает следующие компоненты: познавательный (образ своих качеств, внешности), эмоционально-оценочный (самоуважение) и поведенческий (стремление к признанию).
Согласно К. Роджерсу, у человека не одно, а несколько Я. Я-реальное – это совокупность представлений о самом себе в настоящем времени. Я-идеальное – то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать требованиям общества, формируется позже. Я-фантастическое – это то, каким человек мог бы стать, если бы это было возможно. Я-концепция не статична, поэтому в ее структуре имеется Я-динамическое – представления человека о себе в перспективе. Я-должное включает совокупность убеждений, которые связаны с долгом, обязательствами, ответственностью.
Расхождение между Я-концепциями является показателем адаптации. При отсутствии больших различий между Я-идеальным и Я-реальным можно говорить о хорошей адаптации человека, о психологическом здоровье его личности. И, наоборот, при серьезных расхождениях Я-реального и Я-идеального человек переживает неудовлетворенность. Расхождения Я-должного и Я-идеального с Я-реальным вызывают у человека различные эмоции: Я-должного и Я-реального – тревогу, страх; Я-реального и Я-идеального – тоску, печаль. Вместе с тем расхождение между Я-концепциями – норма когнитивного развития личности, стимул к самосовершенствованию (И.С. Кон).
Важной характеристикой Я-концепции является конгруэнтность. У конгруэнтной личности слова, мысли и действия не расходятся между собой. При расхождении возникает конфликт с самим собой, вызывающий у личности тревогу, что новое знание войдет в сознание и вынудит Я к изменению. Чтобы этого не допустить, личность использует защитные механизмы, которые способствуют снижению тревоги. Для развития и роста личность должна быть конгруэнтной. Стимулирует личность к большей конгруэнтности по К. Роджерсу тенденция к самоактуализации.
- 1.Предмет психологии. Понятие о психике. Структура психики
- 2.Понятие о сознании и самосознании личности.
- 3.Понятие о навыках и умениях. Условия и механизмы формирования навыков и умений
- 4. Понятие «общение» в современной психологии
- Восприятие и понимание людьми друг друга
- 5. Социально-психологическая характеристика коллектива
- 10.Понятие о мышлении. Виды мышления по характеру
- 11. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения
- 12.Психологическая характеристика типов темперамента
- 13. Определение характера
- Типология характеров
- 14.Понятие о способностях. Структура, уровни, условия формирования и развития способностей.
- 15.Понятие о воле, структура волевого действия. Локус контроля
- 16. Движущие силы, факторы и условия психического развития
- 17.Основные закономерности психического развития.
- 18. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития.
- 19.Психологическая готовность к обучению в школе.
- 20.Особенности познавательных процессов младшего школьника.
- 21.Основные направления в развитии личности подростка.
- 23. Психологические требования к личности учителя
- 2.Проективные способности.
- 25. Методы научных исследований