344 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
является механизмом, благодаря которому это влечение переключается на другие объекты, в первую очередь на других людей.
У. Мак-Дугалл (MacDougall, 1926) признавал «инстинкт драчливости», заложенный в человеке от природы, Г.Мюррей (Murrey, 1938) писал о первичной потребности в агрессии, побуждающей искать случай атаковать с целью причинить вред. Р. Лоренц (1994) также полагает, что человек обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он приводит подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая наподобие того, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. А. Маслоу (1998) не относит агрессивность к инстинктам, но считает, что она имеет природную основу.
В исследовании Нгуен Ки Тыонга (2000) показано, что склонность к авторитарному стилю руководства связана, с одной стороны, с агрессивностью как личностным свойством, а с другой стороны - с большой силой нервной системы. Отсюда можно предполагать связь и между агрессивностью и силой нервной системы, что нашло прямое подтверждение при сопоставлении атакующего (агрессивного) стиля ведения спортивных поединков с силой нервной системы: большая сила нервной системы чаще встречалась среди спортсменов атакующего стиля, чем защитного (обзор этих работ см.: Ильин, 2001). А поскольку сила нервной системы генетически обусловлена, есть основание говорить и о генетической обусловленности агрессивности как свойства личности.
Несомненно и то, что агрессивность и агрессивное поведение также зависят от общественных условий, что показано как отечественными, так и зарубежными авторами. О. И. Шляхтина (1997) показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором - неудовлетворенностью своим положением. А. Бандура и др. (Bandura et al., 1961) показали на детях 3-5 лет роль воспитания в проявлении агрессивных реакций: дети, смотревшие фильм, в котором демонстрировалось грубое обращение с куклой, вели себя после его просмотра тоже агрессивно при попытке отнять у них куклу. Обобщая подобные факты, Г. Левин и Р. Флейшман (Levin, Fleischman, 1968) рассматривают агрессивное поведение как выученные реакции.
Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию (отказывая в просьбе, запрещая, угрожая, выражая несогласие в оскорбительной форме, не пуская, выгоняя, приставая, нападая и т. д.). Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные эмоции - досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства. Во многом выбор способа поведения будет определяться как внешними обстоятельствами, так и опытом, воспитанностью человека, которые уже на этом этапе могут блокировать прямое агрессивное поведение (как вербальное, так и физическое), переведя его в косвенно-агрессивное.
13.4. Фрустрационное поведение
345
Физический Фантазии Отсутствие
Вербальный агрессии
Способ выражения агрессии
Рис. 13.1. Артериальное давление при разных способах разрешения эмоционального конфликта (Hokanson, Burgess, 1962)
Хотя агрессия рассматривается как социально-негативное явление, для сохранения внутреннего гомеостаза в организме, а в конечном итоге - и здоровья человека, она может играть положительную роль. Существует мнение, что открытое агрессивное поведение является при фрустрации «катарсисом», чем-то очищающим, освобождающим от длительного и тягостного состояния злости. Однако, как показали исследования, такая «разрядка» не всегда приводит к желаемому результату. А. Басе (Buss, 1961) установил, что если агрессия вызвана гневом, то она может привести к катарсису, а если не сопровождается им, то наоборот, от своей реализации только усиливается. По мнению Р. Стагнера (Stagner, 1924), при привычной враждебности агрессия не имеет катарсического эффекта.
Показательны в этом плане данные Д. Хокансона и др. (Hokanson, Burgess, 1962; Hokanson, Edelman, 1966). В эксперименте испытуемые реагировали на межличностный конфликт агрессивно или дружески. Выявилось, что у мужчин при агрессивном реагировании эмоциональное возбуждение, о котором судили по физиологическим сдвигам, уменьшалось быстрее, чем при дружеском реагировании. При невозможности проявления прямой агрессии (физической или вербальной) при сильном гневе, т. е. при фантазировании ответного агрессивного действия или вообще отсутствии агрессии, артериальное давление оставалось высоким, что свидетельствовало и о сохранении эмоционального напряжения (рис. 13.1).
По-другому снижалось эмоциональное напряжение у женщин. При дружеской реакции оно снижалось быстрее, чем при агрессивной. Это различие между мужчинами и женщинами Д. Хокансон (Hokanson, 1970) объясняет тем, что у мужчин агрессия являлась в эксперименте инструментальной формой поведения, т. е. была не целью, а средством достижения цели - разрешения конфликта.
346 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективной) поведение
Месть - особая форма враждебной агрессивности, для которой характерна задержка в проявлении непосредственной агрессии. Ее цель - отплатить за причиненную обиду, страдание. Месть может принимать разные формы, в том числе и неадекватные. Из древнегреческой мифологии известно, что Медея, желая отомстить мужу Ясону за его неверность, не нашла ничего лучшего, как убить собственных детей. В наше время жены мстят неверным мужьям тем, что сами становятся неверными мужу, а при вынужденном разводе с ним отказывают ему в свиданиях с его ребенком. О женской мести написана целая книга (Richter, 1991). Такое социальное явление, как феминизм, во многом основывается на желании женщин отомстить мужчинам за вековое притеснение. «И станут жены гиенам подобны», - писал еще Ф. Шиллер в «Песне колоколов».
Вместе с тем месть может быть защитой от чувств, которые вызывают тревогу и приносят такие страдания, что человек предпочитает их вытеснять. Уповая на месть, он избегает необходимости обращать внимание на ранящие его чувства.
Эгрессивное поведение. Еще одной формой фрустрационного поведения может быть эгрессивное поведение. Эгрессивное поведение (от лат. egredior - выйти, избегать) - это уход из фрустрирующей, конфликтной, трудной ситуации. Это поведение проявляется в различных формах: избегание трудных заданий, ответственных поручений, уход с уроков, если предстоит контрольная работа, побеги из неблагополучной семьи и т. п.
Эгрессивное поведение вызывают следующие обстоятельства (Дерешкявичус, Йовайша, 1977):
1) отсутствие положительного эмоционального отношения со стороны других;
2) расхождения собственной самооценки с оценкой другими;
3) непосильные требования к субъекту, порождающие фрустрационные переживания (постоянный страх перед неудачей);
4) переживание бессилия, потеря надежды на возможность преодолеть трудности, избавиться от наказания;
5) отрицательное отношение к предъявляемым к субъекту требованиям. Проявлению агрессивного поведения способствуют повышенная внушаемость
субъекта, подражание другим лицам, проявляющим этот тип поведения в сходных ситуациях, ожидаемое облегчение после избегания возможных неприятностей, ожидание неограниченной свободы, самостоятельности.
Аффект неадекватности - это одна из форм аффективного поведения, в основе которой лежат отрицательные эмоциональные переживания, возникающие у человека в результате неудовлетворения каких-либо жизненно важных для него потребностей. Особенно часто аффект неадекватности имеет место при завышенном уровне притязаний. Признать свою несостоятельность означает для человека пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить свою самооценку. Но он не хочет этого допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция на свой неуспех, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Оно проявляется в повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная.
Жалоба - это инициативное обращение ребенка к взрослому, в котором выражается стремление поделиться своими переживаниями, возникшими в конфликте, чаще всего - со сверстниками; это проявление потребности ребенка во взаимопонимании
13.4. Фрустрационное поведение 347
и сопереживании взрослого в ситуации, когда его обидели или когда его позиция не совпадает с позицией других людей, что тоже вызывает у него переживание. А. Г. Рузская и Л. Н. Абрамова (1983) выделили четыре типа жалоб у детей в зависимости от содержания переживаний, поводов и целей обращения к взрослым.
Первый тип жалоб они назвали конкретно-эмоциональными жалобами. Содержанием этих жалоб являются огорчение, обида, физическая боль, причиненная сверстником или возникшая по другой причине. Внешне эти жалобы сопровождаются яркими аффектами (криком, плачем). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и внимания, в других - сочувствия себе, одинакового с ним отношения взрослого к обидчику.
Ребенок хочет, чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, как и сам ребенок, порицает обидчика. Однако ребенок удовлетворяется уже тем, что взрослый признал неправоту обидчика, посочувствовал ему. Реализация наказания не является для него обязательным. Поэтому дошкольник жалуется воспитательнице на своих близких, показывает царапину и рассказывает, как ему было больно и т. д.
Второй тип жалоб - практически-действенные. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении возникших помех. Наиболее распространенным эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого. В основном это жалобы по поводу споров за обладанием игрушкой и т. п., т. е. когда ребенок не может сам справиться с ситуацией и ему нужна помощь и содействие взрослого.
Третий тип жалоб - познавательно-этические. Они возникают в ситуациях нарушения сверстниками ребенка различного рода правил. Потребность в жалобе возникает у ребенка потому, что он не может относиться равнодушно к тому, что правило, исходящее от взрослого, нарушается. Жалуясь на других, дети сообщают взрослым (чаще всего - тем, к кому больше расположены, авторитетному взрослому) о поступках и проступках сверстников, не обнаруживая на первый взгляд никакой личной заинтересованности, «корысти». Поэтому эти жалобы окрашены сравнительно спокойным эмоциональным тоном. Ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им правил общежития. Разрешается жалоба введением нарушителя в ситуацию, соответствующую правилу. Если взрослый принимает жалобу ребенка к сведению, у ребенка появляется удовлетворение, и он может удалиться, ничего не требуя.
Четвертый тип жалоб - личностные. Они возникают во взаимоотношениях детей со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений, с оценкой нравственных аспектов личности сверстника и собственной личности. Жалуясь на сверстников, ребенок старается показать себя с лучшей стороны и получить одобрение как в познавательном, так и в нравственном плане. Он стремится добиться положительного отношения взрослого к себе (особенно это относится к так называемым «нелюбимым» детям, которых, в отличие от «любимчиков», воспитательницы не хвалят, не замечают их положительного поведения). Часто эти жалобы приобретают оттенок доносов на сверстников. В эмоциональном аккомпанементе этих жалоб доминируют обида, тревога. В ряде случаев, жалуясь на других, ребенок стремится дистанцироваться от них и избежать возможного наказания.
348 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
А. Г. Рузская и Л. Н. Абрамова показали также, что жалобы чаще возникают в группах, где воспитательница авторитарного типа.
- Е. П. Ильин эмоции и чувства
- Isbn 5-318-00236-6
- Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
- Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
- Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
- Глава 4. Роль и функции эмоций 99
- Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
- Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
- Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний,
- Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
- Глава 11. Общее представление о чувствах 282
- Глава 12. Характеристика различных чувств 297
- Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
- Глава 14. Эмоциональные типы 352
- Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей
- Глава 16. Возрастные и половые особенности
- Глава 17. Патология и эмоции 415
- Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
- 10 Предисловие
- 1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики
- 14 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.,2. Уровни эмоционального реагирования по с. П. Рубинштейну 15
- 1.2. Уровни эмоционального реагирования по с. Л. Рубинштейну
- 1.3. Виды эмоционального реагирования
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 17
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования
- 18 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 19
- 20 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 21
- 22 Пщва1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 23
- 24 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1 Л. Компоненты эмоционального реагирования 25
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 27
- 2В Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 29
- 30 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 31
- 1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
- 34 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.6. Эмоциогенные ситуации
- 36 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования
- 40 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 42 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2,1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и вдечатцения 43
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 46 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 48 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 49
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 51
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 53
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 55
- 58 Глава 2, Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 59
- 60 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 62 Пива 2. Характеристика различных видов эмодионального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональней фон в данный момент) 63
- 64 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 65
- Глава 3
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина 67
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина
- 3.2. «Ассоциативная» теория в. Вундта
- 3.3. «Периферическая» теория у. Джем су-г. Ланге
- 70 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 72 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.4. Теория у. Кеннона - п. Барда
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций 73
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций
- 3.6. Сосудистая теория выражения эмоций и. Уэйнбаума и ее модификация
- 3.7. Биологическая теория эмоций п. К. Анохина
- 3.8. Фрустрационные теории эмоций
- 3.9. Когнитивистские теории эмоций
- 76 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 78 Глею 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоци й
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 79
- 3.10. Информационная теория эмоций п. В. Симонова
- 80 Глава 3, Теории, объясняющие механизмы возникновений эмоций
- 82 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 83
- 84 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 68 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.11. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 89
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
- 94 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения амоци й
- 96 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 97
- 98 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 4.1. Целесообразность эмоций
- 100 Пива 4. Роль и функции эмоций
- 4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
- 102 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью
- 4.3. Ропь и функции эмоций в упродпении поведением и деятвпьностью 103
- 104 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 106 Гла&а 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении повелением и деятельностью 107
- 108 Глава 4. Ропь и функции эмоций
- 110 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 111
- 112 Глава 4, Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 113
- 114 Глава 4, Ропь и функции амоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и ЦеЯТепьНосГыо 115
- 116 Глава 4, Ропъ и функции амоций
- 118 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.4, Прикладная роль эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций
- 120 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 122 Глава 4. Роль * функции эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций 125
- 126 Глава 4. Роль и фу ноши эмоци й
- 4.4. Прикладная роль эмоций 127
- 4.4. Прикладная роль эмоций 129
- 5.1. Причины разнообразия эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций
- 5 2. Различные подходу it классификации эмоций 131
- 132 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5,2. Различные подходы к классификации эмоций 133
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 135
- 136 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 137
- 138 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза
- 140 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 141
- 142 Глава 6, Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 143
- 144 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 145
- 146 Глава в. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожцрания и прогноза 151
- 152 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1, Эмоции ожидания и прогноза 1 s3
- 154 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 158 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 159
- 6.2. Удовлетворение и радость
- 6,3, Фрустрацйонныв эмоции 163
- 6.3. Фрустрационные эмоции
- 168 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 170 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.3. Фрустрационные эмоции 173
- 6.4. Коммуникативные эмоции
- 6.4. Коммуникативные эмоции 177
- Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.4. Коммуникативные эмоции 181
- 6.4. Коммуникативные эмоции 183
- 6.4. Коммуникативные эмоции 185
- 6.4. Комму ни кати вные эмсци и 1в7
- 6.4. Коммуникативные эмоции 189
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы
- 6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 193
- 194 Глава б, Характеристика различных эмоций
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 195
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 197
- 6.5. Интеллектуальные -эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 199
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) 205
- 7.2. Скука (состояние монотонии)
- 212 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний...
- 214 Глава 7. Характеристика эмоционапьных состояний...
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения)
- 7.4, Феномен «эмоционального выгорания» 221
- 7.4. Феномен «эмоционального выгорания»
- 8.1. Эмоциональная возбудимость
- 8.1. Эмоциональная возбуди мость 225
- 8.2. Эмоциональная глубина
- 228 Глава й, Эмоциональные свойства человека
- 8.3. Эмоциональная ригидность -лабильность
- 8.4. Эмоциональная устойчивость
- 230 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.5. Эмоциональность как интегральное свойство человека 233
- 8.5. Экспрессивность
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека
- 234 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека 235
- 236 Глава s. Эмоциональные свойства человека
- 238 Глава 8. Эмоциональные свойства человека
- 240 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности
- 242 Глава в. Понимание эмоций другого человека
- 244 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности 247
- 248 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 250 Глава 9. Понимание эмоций другого человек*
- 9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей 251
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются
- 252 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей
- 254 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи
- 9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии
- 9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия
- 9,?. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния,., 261
- 262 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 264 Глава 9. Понимание эмоций Другого человека
- 9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций
- 9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека
- 10.1. Значение управления эмоциями
- 10.2. Контроль выражения своих эмоций
- 10.3. Вызов желательных эмоций
- 272 Глава 10, Управление эмоциями
- 274 Глава 10, Управление зияниями
- 276 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний
- 278 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция»
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» 283
- 284 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное
- 290 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту £91
- 11.3. Характеристики эмоциональных отношений
- 294 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.4. Классификация чувств 295
- 11.4. Классификация чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия
- 29В Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия 299
- 12.2. Привязанность
- 12.2. Привязанность 301
- Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.Э. Дружба эоз
- 12.3. Дружба
- 304 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3, Пружба sos
- 306 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3. Дружба 307
- 308 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.4. Влюбленность
- 12.4. Влюбленность 309
- 12.5. Любовь
- 12.5. Любовь 311
- 12,5. Любовь .313
- 314 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.6. Враждебность
- 12.6. Враждебность 317
- 318 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.7. Зависть
- 12.7, Зависть 319
- 12.8. Ревность
- 12.8. Ревность 325
- 12.8, Ревность 327
- 328 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.9. Удовлетворенность
- 12.10. Счастье
- 12.11. Чувство гордости
- 12.12. Псевдочувства
- 13.1. Виды эмоционального поведения в общении
- 13.2. Эмоциональные произвольные реакции
- 13.3. Гедонизм и аскетизм
- 13.4. Фрустрационное поведение
- 344 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
- 13.5. Горевание (скорбь)
- 13.6. Альтруизм как ферма эмоционального поведения 349
- 13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения
- 13.7. Предбрачное ухаживание
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера) 353
- 354 Глава 14. Эмоциональный типы
- 14.2. Модапьноетныв профили (типы) эмоциональности 355
- 14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности
- 356 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.3. Оптимисты - пессимисты
- 358 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.4. Застенчивые
- 14.4. Застенчивые 350
- 362 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.5. Обидчивые и мстительные
- 364 Глава 14, Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 365
- 14.6. Сентиментальные
- 14.7. Эмпатийные
- 368 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 369
- 370 Глава 14. Эмоциональнья типы
- 14.8. Тревожные
- 14.6. Тревожные 371
- 372 Глава т4. Эмоциональные типы
- Глава 14. Эмоциональные типы
- 376 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.9. Совестливые
- 14.10. Любознательные
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов
- 380 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов 381
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 384 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.2, Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов 385
- 15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников
- Глава 15. У
- 15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 391
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 393
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 394 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личное™
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 395
- 396 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 398 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников 399
- 400 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 402 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков 403
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков
- 16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников
- 16.8. Возрастные изменения различных проявлений
- 16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 16.10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16.10. Половые различия е эмоциональной сфере 409
- 410 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- Глава 16. Возрастные и половые особенное™ эмоциональной сферы личности
- 414 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств 417
- 41S Пива 17. Патология и эмоции
- 17.2. Патологические изменения эмоциональных
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 419
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций
- 420 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 421
- 422 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 423
- 424 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 425
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 427
- 426 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.5. Патологическая застенчивость 429
- 17.5. Патологическая застенчивость
- 430 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях 431
- 432 Гпава 17. Патология и эмоции
- 434 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения здоровья 435
- 436 Глава 17. Патология и эмоции
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 439
- 440 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18,1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 441
- 18.1, Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 443
- 444 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 445
- 446 Глава 1 в. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 447
- 448 Глава 18, Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 449
- Глава 18. Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 451
- 452 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 1.Научный терминологический словарь
- 456 Приложение
- 2. Бытовой терминологический словарь
- 458 Приложение
- 462 Приложение
- 464 Приложение
- 406 Приложение
- 470 Приложение
- 476 Приложение
- 478 Приложение
- 480 Приложение
- 3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций
- 484 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональной сферы человека
- 1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний
- 490 Приложение
- 2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний
- 492 Приложение
- 493 Приложение
- 506 Приложение
- 512 Приложение
- 516 Приложение
- 518 Приложение
- 520 Приложение
- 524 Приложение
- 3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний
- 526 Приложение
- 528 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)
- 534 Припожение
- 536 Принижение
- 538 Приложение
- 5. Методики изучения эмоциональных свойств личности
- 540 Приложение
- 542 Приложение
- 544 Приложение
- 546 Приложение
- 548 Приложение
- 550 Приложение
- 6. Методики изучения эмоциональных типов
- 554 Приложение
- 556 Приложение
- 562 Приложен №
- 564 Приложение
- 566 Приложение
- 576 Приложение
- 578 Приложений
- 580 Приложение
- 584 Приложение
- 586 Приложение
- 58В Приложение
- 592 Приложение
- 7. Методики изучения эмоциональной экспрессии
- 594 Приложение
- 596 Приложений
- 590 Приложение
- 8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного
- 600 Приложение
- 602 Приложение
- 604 Приложение
- 606 Приложен™
- 612 Приложение
- 614 Приложение
- 616 Приложение
- 9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников
- 620 Приложение
- 624 Приложение
- 626 Приложение
- 630 Приложение
- 10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека
- 632 Приложение
- 638 Приложение
- 642 Приложение
- 646 Приложение
- 646 Приложение
- 650 Приложение
- 11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности
- 654 Приложение
- 658 Приложение
- 664 Приложение
- 670 Список литературы
- 674 Список литературы
- 678 Список литературы
- 680 Список литературы
- 664 Слисок литературы
- 690 Список литературы
- 694 Список литературы
- 708 Список литературы
- 710 Список литературы
- 712 Список литературы
- 718 Спиеок литературы
- 720 Список литературы
- 722 Слисок литературы
- 726 Список литературы
- 728 Слисок литературы
- 732 Список литературы
- 736 Слисок литературы
- 73S Список литературы
- 744 Предметный указатель