logo search

23. Психологические требования к личности учителя

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует. К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: "Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…". Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

Характеристика педагогических способностей.

Б.М. Теплов отмечал, что способности не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в успешности выполнения определенной деятельности.

В различных видах деятельности выделяется свой состав способностей.

В 1960 –ые годы состав основных педагогических способностей выделил Н.Д. Левитов и Ф.Н. Гоноболин.

Н.Д. Левитов выделял следующие способности:

- способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме,

- способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности,

- самостоятельность и творческий склад мышления,

- находчивость,

- организаторские способности.

Ф.Н. Гоноболин называл двенадцать способностей, объединяя их в группы.

1.Дидактическая группа – способность делать материал доступным, связывать его с жизнью.

2.Рефлексивно-гностические способности – понимание ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность.

3.Интерактивно-коммуникативные способности – волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовывать детский коллектьив.

4.Способности, характеризующие яркость, образность, содержательность и убедительность речи учителя.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, котолрый и дал соответствующие общие определения.

1.Дидактические способности.

Способность передавать учебный материал, делая его доступным для детей, способность организовать самостоятельную работу учащихся, «дирижировать» познавательной активностью учащихся.

2.Академические способности.

Способности, которые соответствуют определенной области наук (математики, физики, литературы), последовательная работа в этой области.

3.Перцептивные способности.

Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность.

4.Речевые способности.

Способности ясно и четко выражать свои мысли.

5.Организаторские способности.

Способность организовать ученический коллектив. Организация собственной работы (планирование работы, чувство времени).

6.Авторитарные способности.

Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся.

7.Коммуникативные способности.

Способность к общению с детьми, умение найти правильный подход.

8.Педагогическое воображение.

Предвидение последствий своих действий (что получится из ученика в будущем).

9.Способность к распределению внимания.

В настоящее время Н.В. Кузьмина рассматривает педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога. Во-первых, как субъекта деятельности к объекту: процессу и результатам собственной педагогической деятельности. Во-вторых, к учащемуся как субъекту познания, общения, труда.

Н.В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей:

1.Перцептивно-рефлексивные