logo search
1

Жизненные события, способные вызвать стресс (по т. Холмсу, р. Рахэ)

События в жизни

Единицы значимости

1. Смерть супруга (супруги)

100

2. Развод

73

3. Разрыв с партнером

65

4. Отбывание наказания в тюрьме

63

5. Смерть близкого человека

63

6. Травма или болезнь

53

7. Вступление в брак

50

8. Перемещение по службе

47

9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем (женой)

45

10. Уход на пенсию

45

11. Болезнь члена семьи

44

12. Беременность партнерши

40

13. Сексуальные затруднения

39

14. Рождение ребенка

39

15. Изменение финансового положения

38

16. Смерть близкого друга

37

17. Смена места работы

36

18. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор

35

19. Получение денежной ссуды

31

20. Растущие долги

30

21. Завышение служебной ответственности

29

22. Уход сына (дочери) из родительского дома

29

23. Раздоры с родителями мужа (или жены)

29

24. Головокружительный личный успех

28

25. Выход жены на работу (или уход с работы)

26

26. Окончание школы и поступление в вуз

26

27. Изменение жилищных условий

25

28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов)

24

29. Конфликты с начальством

23

30. Изменение условий работы или рабочего времени

20

31. Перемена места жительства

20

32. Экзамены в школе (вузе), квалификационная аттестация на работе

20

33. Смена привычного места отдыха

19

34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.)

18

35. Нарушения сна

16

36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи

15

37. Изменение привычного режима питания и количества потребляемой пищи (диета, отсутствие аппетита и т.п.)

15

38. Штраф за нарушение правил уличного движения

12

Однако в большей мере стрессогенность того или иного события определяется внутриличностными факторами, а также наличием и характером социальных связей этой личности. Сравнительный анализ самоотчетов по оценке здоровья и удовлетворенности жизнью 286 студентов в начале и в конце года обучения и соотнесение этих данных с социально-демографическими и поведенческими факторами показал, что кроме здоровья большое влияние на оценку жизненных событий оказывает чувство удовлетворенности жизнью: у неудовлетворенных жизнью людей любая значимая перемена вызывала увеличение депрессивных симпотомов. И наоборот, испытуемые, удовлетворенные текущей жизнью, имели всего несколько симптомов депрессии и тревоги. У них наблюдалась более высокая самооценка, сильные социальные связи, большая физическая активность и длительный сон, на их долю приходилось незначительное число стрессогенных жизненных событий. Наиболее значимой из этих переменных, позитивно связанной со здоровьем и удовлетворенностью жизнью, является наличие социальных связей [41, с. 345].

На наш взгляд изучение воздействия событий на человека в концепции психологического стресса, даже с учетом специфичности стрессовой реакции, не позволяет понять (кроме силы воздействия события) содержательной стороны переживания личностью того или иного важного изменения в жизни. Личностные переживания, субъективное отражение изменившихся условий как раз и служит отражением содержания самосознания, направленности личности - важных элементов ее структуры, то есть собственно личностного, «человеческого в человеке».

В других исследованиях кроме интенсивности события изучаются и такие его особенности, как степень желательности, контролируемость и предсказываемость события, его продолжительность, вовлеченное при переживании события жизненное пространство [60, с. 91].

Исследования жизненных ситуаций и событий, а также их последствий для личностного развития, способствуют разрушению некоторых стереотипов, существующих как в житейской психологии, так и в сознании психологов-профессионалов. Это касается влияния на личность и ее судьбу традиционно полагаемых в качестве «сильных» некоторых событий. Вот какие факты приводят Л. Росс, Р. Нисбетт:

«Нигде слабость влияния очевидно значимых ситуационных факторов не вызывает такого недоумения, как в исследованиях воздействия различных событий реальной жизни на возникновение важных в социальном отношении последствий. Некоторым из подобных исследований мы должны быть попросту благодарны. Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956). К сожалению, иногда неожиданно слабыми по своему воздействию оказываются и позитивные по характеру события. Например, жизнь обладателей крупных выигрышей в лотерею подвержена влиянию неожиданной удачи в гораздо меньшей степени, чем большинство из нас могли бы предположить. В особенности в сравнении с нашими представлениями о том, как изменилась бы при сходных обстоятельствах наша собственная жизнь (Brickman, Coates, Janoff-Bulman, 1978)!» [107, с. 36].

Очевидные трудности с анализом воздействия события на человека могут быть свзаны и с тем, что сам термин "событие" в большинстве исследований специально не определяется, что приводит к его размытости и чрезмерному расширению включаемых в него феноменов. Так, в американском словаре по поведенческим наукам (Dictionary of Behavioral Science, 1975) о событии говорится, что "это явление, которое имеет определенные начало и конец" [цит. по: 73, с. 20]. Среди достаточно скудных данных о событии в отечественных источниках находим, что событие есть "любое объективное изменение в жизни, поведении, внутреннем мире" [34, с. 62].

До недавнего времени категория событийности прорабатывалась философами и литературоведами, а не психологами. Так, М.К. Мамардашвили отмечал, что "всякий действительно исполненный акт мысли можно рассматривать как событие… Событие мысли, предполагающее, что я как мыслящий должен исполниться, состояться" [87, с. 2]. М.М. Бахтин, как вы уже хорошо знаете, писал о событийности диалогического познания [12]. М.Ю. Лотман считал, что событие является основой организации художественного текста. Событийность, по М.Ю. Лотману, связана с переходом из одного в другое смысловое пространство [84]. Конечно же, событие не только в художественных произведениях, но и в реальной жизни выступает основой организации каких-то жизненных сценариев, сосредоточением многих целей, значений, смыслов – всех этих «силовых линий», связывающих человека с другими людьми, объектами природы и культуры.

Пожалуй, наиболее часто цитируемым является определение, данное С.Л. Рубинштейном: события - "узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека" [108, с. 643].

Созвучна такому толкованию события дефиниция, данная значимому событию Н.А. Логиновой. Значимое событие - это "факт, - пишет она, - который существенно изменяет среду и социальную ситуацию развития, образ жизни, структуру личности, который становится водоразделом фаз жизни" [82, с. 105].

Т.Б. Карцева считает целесообразным говорить не о значимом событии, а о жизненном событии, которое "есть ситуация самоопределения личности" [60, с. 98]. Это действительно важный момент значимого, а точнее персоногенного события – быть ситуацией самоопределения. Когда человек на жизненном пути вносит какие-то коррективы, они, прежде всего, затрагивают его идентичность. «Кто Я? Какой Я?» - те вопросы, которые человек осознанно или подспудно постоянно ставит, чтобы определить линию поведения в том или ином событии.

Иногда, чтобы подчеркнуть социальный характер события, устанавливают этимологию этого слова. Тогда событие определяется как "со-бытие" - общность и взаимность, например, детско-взрослой жизни [115].

Подводя здесь промежуточный итог, мы можем отметить, что использование понятия "событие" в психологическом тезаурусе возможно только в случае понимания его не как совокупности элементов объективной реальности, а как продукта и результата активного взаимодействия личности и среды. Поскольку ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе. С одной стороны – человек выбирает ситуацию, с другой – ситуация «выбирает» человека. Широко известно, что и религиозное толкование личностного развития строится на основе выборов личности и последствий для нее за эти выборы в виде определенных ситуаций: человек осуществляет выбор добра или зла, а за это получает от своего Создателя ту или иную ситуацию – каждый по заслугам.

Итак, значимое событие, изменяющее существенные характеристики образа жизни личности, мы рассматриваем как своего рода задачу (проблему, противоречие), относящуюся к зоне ее ближайшего развития. Актуализация именно данной задачи, именно в данной точке жизненного пути подчеркивает ее значимость. Необходимость ее решения приводит к изменению / укреплению сформированной предыдущим жизненным опытом ценностно-смысловой системы. В этом аспекте мы говорим о значимом событии как о персоногенном событии.

Личностный кризис

Человек, столкнувшийся с критической жизненной ситуацией, встает перед необходимостью ее как-то разрешить, внутренне перестроиться, учитывая новые обстоятельства, чтобы восстановить утраченное равновесие и жить дальше (т.е. такая критическая ситуация, которая требует от личности быть другой, измениться, предъявляя к ней требования, выступает «ситуацией невозможности» (Ф. Василюк), и может быть названа личностным кризисом).

Такие критические точки на жизненном пути рассматриваются во многих теориях.

Психоаналитики большинство человеческих проблем склонны связывать с внутренними конфликтами, бихевиористы и психогигиенисты – со стрессами, психологи, занимающиеся проблемами развития личности, – с кризисами, а те, кто специализируется на изучении мотивации, - с фрустрациями. Ф. Василюк ввел объединяющее подобные явления понятие – критическая жизненная ситуация. Данное понятие Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.

В переводе с греческого кризис означает «поворотный пункт». Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.

Нередко кризис начинается с тех или иных внешних событий, но иногда он возникает как событие внутреннего плана. Это могут быть знаменитые возрастные кризисы (подростковый кризис, кризис среднего возраста), а могут выступать в виде духовного (мировоззренческого) кризиса, не совпадающего ни по времени, ни по симптоматике с нормативными возрастными изменениями. Кризис сопряжен с глубокими изменениями в душе, пересмотром прежних ценностей и смыслов, совершенствованием личности в целом. Как правило, кризис сопровождают сильные переживания (о чем более подробно – в 3-ем вопросе данной темы). Человек начинает совсем по-другому относится к себе и к другим, к жизни в целом. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию – равнодушие ко всему окружающему. Может возникнуть ощущение бессмысленности жизни, собственного существования, душевный хаос и даже желание покончить с собой. Каждому человеку в состоянии личностного кризиса нужна адекватная помощь других. Эта помощь возможна только на основе понимания переживающего кризис человека. Но не совсем правы те сочувствующие, которые говорят: «Не переживай!», «Не думай об этом» или «Забудь!». Как раз наоборот, для того, чтобы пережить кризис, нужно переживать.

Человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности, «сдвинутости» и т. п. Личностный кризис – это своеобразный творческий процесс зарождения обновленного самосознания и понимания мира. Если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести «кризисную перестройку» до конца, то пережитое испытание обогатит личность, сделает ее более зрелой.

Но кризисность задана для человека самой ситуацией его бытия: он смертен и знает о своей смертности всю сознательную жизнь. К этому ни адаптироваться, ни принять этот факт удовлетворительно невозможно:

Всё умирает на земле и в море.

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре.

Подписанном, когда он был рожден.

Но, сознавая жизни быстротечность,

Он так живет — наперекор всему,—

Как будто жить рассчитывает вечность

И этот мир принадлежит ему.

С. Маршак

Понятие «жизненный путь». Событие как единица анализа жизненного пути. Личностные кризисы, их определение. Понимание личностных кризисов в различных психологических школах. Персоногенная ситуация развития.