3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
Анатомические образования, связанные с эмоциональным реагированием. Как
отмечают Е. Д. Хомская и Н. Я. Батова (1998), вопрос о мозговой организации эмо-
90 Глава з. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
циональной сферы является мало разработанным. Я не буду давать подробный анализ физиологических исследований, направленных на определение мозговой локализации эмоций. Это прерогатива нейрофизиологов. Отмечу только наиболее существенные моменты в разработке этого вопроса, непосредственно касающиеся дифференциации эмоций, их классификации, а также эмоциональных нарушений при очаговых поражениях головного мозга.
Е. Д. Хомская и Н. Я. Батова выделяют два направления в изучении мозговой организации эмоциональной сферы: узкий локализационизм и системный подход.
Сторонники узколокализационистских концепций утверждают, что для каждой «базовой» эмоции имеются свои центры. Так, в опытах на животных и при терапевтических вмешательствах на человеке с использованием электростимуляции определенных участков мозга было показано, что передние части островка, задние отделы гипоталамуса, покрышка, миндалевидное ядро связаны с эмоцией страха, миндалина и срединный центр таламуса - с яростью, передний отдел гипоталамуса, миндалина, медиальные ядра таламуса - с эмоцией тревоги, вентромедиальные ядра таламуса, зона перегородки и фронтальные области - с переживанием удовольствия (Дельгадо, 1971; Бехтерева, 1980; Смирнов, 1967; Collier et al., 1977; Grossman, 1970). Таким образом, эмоциональное реагирование связывается этими авторами в основном с подкорковыми центрами.
Однако эти исследования показали, что узко локализованные раздражения головного мозга вызывают лишь незначительное число эмоций. Остальные эмоции не имеют строгой локализации и образуются как условнорефлекторные сочетания базовых эмоций, образующиеся в процессе приобретения социального опыта.
Исследователи, придерживающиеся системных взглядов на подкорковый субстрат эмоций, говорят о существовании «эмоционального мозга» или так называемого «круга Пейпеца». «Эмоциональный мозг» изображается как система, состоящая из трех взаимосвязанных звеньев: 1) лимбической системы переднего мозга (гиппо-камп, перегородка, периформная кора и другие образования); 2) гипоталамуса (32 пары ядер переднего комплекса, связанные с парасимпатической вегетативной нервной системой, а также задний комплекс, связанный с симпатической нервной системой); 3) лимбической области среднего мозга (центральное серое вещество, околоцентральная ретикулярная формация).
В настоящее время лимбической системе отводится роль координатора различных систем мозга, участвующих в обеспечении эмоционального реагирования, так как центральное звено «лимбического мозга» имеет двусторонние связи как с подкорковыми структурами, так и с различными областями коры больших полушарий. Роль новой коры в регуляции эмоций показана в ряде экспериментов на животных и клиническими наблюдениями на людях.
Рефлекторные механизмы возникновения эмоциональных реакций. Эмоциональные реакции могут возникать как непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольное возникновение их может быть безусловнорефлекторным (например, эмоция испуга или эмоциональный тон ощущений) и условнорефлекторным.
Новорожденные дети, даже те, что родились без полушарий головного мозга, реагируют на пищу выразительной гримасой отвращения (Steiner, 1973). По мере обучения, как только ребенок начинает понимать, что значит «испорченная пища» (это происходит в возрасте около 7 лет), он начинает испытывать отвращение к любой
3,1£. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
91
пище, которая кажется ему испорченной, при этом неважно, действительно ли она является таковой (Rozin, Fallon, 1987).
Американские психологии Дж. Уотсон и Р. Рейнор (Watson, Raynor, 1920) провели эксперимент по обусловливанию страха. Испытуемым был 11-месячный мальчик. Ему показали белую мышь, по отношению к которой он не проявил никаких признаков страха. Тогда экспериментаторы стали производить громкий лязгающий звук всякий раз, как мальчику показывали эту мышь. Из-за звука мальчик плакал и уползал прочь. После нескольких таких сочетаний ребенок начал пугаться и при появлении только одной мыши. А вскоре он стал бояться и других белых мохнатых объектов.
Этот эксперимент показывает, каким образом у человека возникают приобретенные страхи, проявляющие себя при попадании человека в бывшую для него когда-то травмогенную ситуацию.
Произвольный механизм появления эмоций связан, прежде всего, с оценкой человеком возможности и степени удовлетворения потребности. Эмоции могут явиться и результатом представления человеком тех или иных объектов, а также событий, как уже бывших, так и предстоящих (эмоциональный настрой и использование эмоциональной памяти).
Эмоции и высшая нервная деятельность. После знаменитой павловской сессии 1949 года, когда в нашей стране единственно правильным было объявлено учение о высшей нервной деятельности, а все явления связывались с условнорефлекторной деятельностью, механизмы эмоций стали рассматриваться только с этих позиций не только физиологами, но и психологами. Распространенной стала точка зрения, что к появлению эмоций приводит нарушение динамического стереотипа, условнорефлек-торных связей. Так, А. Г. Ковалев (1970), опираясь на представления и высказывания И. П. Павлова, писал, что «легкость установления систем временных связей или отношений, которая определяется благоприятными внешними и внутренними условиями, связана с положительными эмоциями. И наоборот, отрицательные переживания вызываются трудностями в образовании временных связей... Особенно интенсивные эмоции человек испытывает при ломке или переделке систем временных связей, при резком изменении условий или требований, предъявляемых к нему. Наиболее яркое проявление эмоций можно наблюдать при разрыве привычных привязанностей, т. е. при нарушении стереотипа или укоренившейся системы связей» (с. 151).
Сам же Павлов говорил о врожденных эмоциях, связанных с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и о приобретенных (по механизму условных рефлексов) эмоциях, направленных на удовлетворение приобретенных в онтогенезе потребностей. В то же время он удивительно легко объяснял физиологические механизмы положительных и отрицательных эмоций: первые связаны с возбуждением, а вторые - с торможением. «Несомненно, - говорил он на одном из заседаний, - что физиологическая основа страха есть торможение. Значит, во всем длиннейшем ряду страх и боязнь - это будут все различные степени и маленькие вариации тормозного процесса» (Павловские среды, 1949, с. 316). Или: «эмоция отрицательного характера - это есть торможение» (Там же, 1954, с. 316).
В докладе «Физиология высшей нервной деятельности» Павлов говорил: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной и в их огромной градации интен-
92 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эшгоций
сивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные, положительные и отрицательные чувства...» (Павлов, 1951, с. 230). Такая слишком прямолинейная привязка механизма возникновения эмоций к высшей нервной деятельности и связанному с ней динамическому стереотипу была характерна для мышления Павлова, так как в другом докладе - «Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга» он опять повторяет ту же мысль: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломки верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установления нового» (Там же с. 234-244). Конечно, ломка стереотипа может быть причиной негативных эмоций, но это причина, а не физиологический механизм эмоционального реагирования.
Р. Соломон и Д. Корбит (Solomon, Corbit, 1974) выдвинули не лишенную некоторых оснований гипотезу об индукционном механизме возникновения противоположных по знаку эмоций, в соответствии с которой активация позитивного аффекта косвенно активирует противоположный этой эмоции негативный аффект. И обратно, негативный аффект активирует позитивный аффект. Следовательно, радость является функцией некоторого первичного негативного переживания. Это соответствует физиологическим представлениям об индукции по одновременности, когда возбуждение одного центра приводит к торможению смежного, а торможение первого приводит к возбуждению второго.
Эмоции и вегетативная нервная система. Некоторые авторы связывают отрицательные эмоции преимущественно с активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы, центральных адренергических структур, а положительные эмоции - с активацией парасимпатического отдела и структурами холинергической природы (Анохин, 1957; Калюжный, 1964; Bovard, 1961).
Однако П. В. Симонов (1970) отмечает, что многочисленные экспериментальные факты (Bartelt, 1956; Gellhorn, 1964 и др.) свидетельствуют об участии обоих отделов вегетативной нервной системы в реализации как положительных, так и отрицательных эмоциональных состояний и что взаимодействие центральных представительств симпатического и парасимпатического отделов не сводится к прямой реци-прокности: усиление активности этих отделов может происходить одновременно. По данным Дж. Лейси и др. (Lacey et al., 1963), при одной и той же эмоциональной реакции могут наблюдаться учащение сердцебиения (симпатический сдвиг) и нарастание КГР (парасимпатический сдвиг). При отрицательных эмоциях, наряду с симптомами возбуждения симпатического отдела, наблюдаются и признаки возбуждения парасимпатического отдела (Smith, Wenger, 1965). Так, при ожидании человеком болевого раздражения в последние 6-18 с перед включением тока отчетливо замедляется ЧСС. В исследовании Н. Д. Скрябина (1974) у некоторых людей наблюдалось урежёние сердцебиений при испуге. И, наоборот, при положительных эмоциях, например при просмотре развлекательного кинофильма, появляется симпато-адрена-ловый сдвиг (Levy, 1965).
Симонов считает, что степень участия симпатических и парасимпатических влияний зависит от характера отрицательной эмоции. Активно оборонительные, агрес-
3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
93
Действия | Контактное взаимодействие Обладание Защита Борьба | Удовольствие | Комфорт | Неудовольствие | Отвращение |
Радость | Спокойствие | Тревога | Горе | ||
Отвага | Расслабление | Активный страх, паника | Пассивный страх, оцепенение | ||
Воодушевление | Невозмутимость | Ярость | Исступление. прострация |
Рис. 3.1. Схема изменений активации симпатического (1) и парасимпатического (2) отделов вегетативной нервной системы при различных эмоциональных состояниях
человека
сивные реакции обезьян сопровождаются учащением сердцебиений, пассивные оборонительные - замедлением сердцебиений (Джалиев и др., 1963).
Итогом рассмотрения этого вопроса может служить схема Симонова, представленная на рис. 3.1.
Эмоции и ретикулярная формация. Развитие физиологии, и прежде всего электроэнцефалографии привело к появлению еще одной теории возникновения эмоций -активационной, которую сформулировали Д. Линдсли (Lindsley, 1951) и Д. О. Хебб (Hebb, 1955). Согласно их представлениям, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. «Комплекс активации», возникающий при возбуждении ретикулярной формации, является физиологическим выражением эмоции и находит отражение в электроэнцефалограмме. Эта теория страдает односторонностью в понимании анатомо-физиологических механизмов возникновения эмоций.
Эмоции и гормональная система. Показано, что разные гормоны обусловливают различные эмоции. Так, дефицит норадреналина вызывает депрессию в виде тоски, а дефицит серотонина - депрессию, проявляющуюся в виде тревоги. Исследование мозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показало, что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Увеличение концентрации серотонина в мозге улучшает настроение (Данилова, 2000).
В. К. Мягер и А. И. Гошев (1964) изучали соотношение между адреналином и норадреналином при разных отрицательных эмоциях. Полученные ими данные представлены в табл. 3.1.
На гормональной регуляции базируется и вегетативно-гуморальная теория эмоций П. Хенри (Henry, 1986). Объясняя происхождение положительных и отрицательных эмоций, он выделяет две ортогональные системы активации, обусловливающие возникновение двух тенденций: борьба/бегство - безмятежность и депрессия - приподнятое настроение. Хенри считает, что каждая из трех отрицательных
- Е. П. Ильин эмоции и чувства
- Isbn 5-318-00236-6
- Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
- Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
- Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
- Глава 4. Роль и функции эмоций 99
- Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
- Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
- Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний,
- Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
- Глава 11. Общее представление о чувствах 282
- Глава 12. Характеристика различных чувств 297
- Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
- Глава 14. Эмоциональные типы 352
- Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей
- Глава 16. Возрастные и половые особенности
- Глава 17. Патология и эмоции 415
- Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
- 10 Предисловие
- 1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики
- 14 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.,2. Уровни эмоционального реагирования по с. П. Рубинштейну 15
- 1.2. Уровни эмоционального реагирования по с. Л. Рубинштейну
- 1.3. Виды эмоционального реагирования
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 17
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования
- 18 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 19
- 20 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 21
- 22 Пщва1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 23
- 24 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1 Л. Компоненты эмоционального реагирования 25
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 27
- 2В Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 29
- 30 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 31
- 1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
- 34 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.6. Эмоциогенные ситуации
- 36 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования
- 40 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 42 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2,1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и вдечатцения 43
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 46 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 48 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 49
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 51
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 53
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 55
- 58 Глава 2, Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 59
- 60 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 62 Пива 2. Характеристика различных видов эмодионального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональней фон в данный момент) 63
- 64 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 65
- Глава 3
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина 67
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина
- 3.2. «Ассоциативная» теория в. Вундта
- 3.3. «Периферическая» теория у. Джем су-г. Ланге
- 70 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 72 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.4. Теория у. Кеннона - п. Барда
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций 73
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций
- 3.6. Сосудистая теория выражения эмоций и. Уэйнбаума и ее модификация
- 3.7. Биологическая теория эмоций п. К. Анохина
- 3.8. Фрустрационные теории эмоций
- 3.9. Когнитивистские теории эмоций
- 76 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 78 Глею 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоци й
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 79
- 3.10. Информационная теория эмоций п. В. Симонова
- 80 Глава 3, Теории, объясняющие механизмы возникновений эмоций
- 82 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 83
- 84 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 68 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.11. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 89
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
- 94 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения амоци й
- 96 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 97
- 98 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 4.1. Целесообразность эмоций
- 100 Пива 4. Роль и функции эмоций
- 4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
- 102 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью
- 4.3. Ропь и функции эмоций в упродпении поведением и деятвпьностью 103
- 104 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 106 Гла&а 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении повелением и деятельностью 107
- 108 Глава 4. Ропь и функции эмоций
- 110 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 111
- 112 Глава 4, Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 113
- 114 Глава 4, Ропь и функции амоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и ЦеЯТепьНосГыо 115
- 116 Глава 4, Ропъ и функции амоций
- 118 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.4, Прикладная роль эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций
- 120 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 122 Глава 4. Роль * функции эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций 125
- 126 Глава 4. Роль и фу ноши эмоци й
- 4.4. Прикладная роль эмоций 127
- 4.4. Прикладная роль эмоций 129
- 5.1. Причины разнообразия эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций
- 5 2. Различные подходу it классификации эмоций 131
- 132 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5,2. Различные подходы к классификации эмоций 133
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 135
- 136 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 137
- 138 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза
- 140 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 141
- 142 Глава 6, Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 143
- 144 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 145
- 146 Глава в. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожцрания и прогноза 151
- 152 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1, Эмоции ожидания и прогноза 1 s3
- 154 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 158 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 159
- 6.2. Удовлетворение и радость
- 6,3, Фрустрацйонныв эмоции 163
- 6.3. Фрустрационные эмоции
- 168 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 170 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.3. Фрустрационные эмоции 173
- 6.4. Коммуникативные эмоции
- 6.4. Коммуникативные эмоции 177
- Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.4. Коммуникативные эмоции 181
- 6.4. Коммуникативные эмоции 183
- 6.4. Коммуникативные эмоции 185
- 6.4. Комму ни кати вные эмсци и 1в7
- 6.4. Коммуникативные эмоции 189
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы
- 6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 193
- 194 Глава б, Характеристика различных эмоций
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 195
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 197
- 6.5. Интеллектуальные -эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 199
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) 205
- 7.2. Скука (состояние монотонии)
- 212 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний...
- 214 Глава 7. Характеристика эмоционапьных состояний...
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения)
- 7.4, Феномен «эмоционального выгорания» 221
- 7.4. Феномен «эмоционального выгорания»
- 8.1. Эмоциональная возбудимость
- 8.1. Эмоциональная возбуди мость 225
- 8.2. Эмоциональная глубина
- 228 Глава й, Эмоциональные свойства человека
- 8.3. Эмоциональная ригидность -лабильность
- 8.4. Эмоциональная устойчивость
- 230 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.5. Эмоциональность как интегральное свойство человека 233
- 8.5. Экспрессивность
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека
- 234 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека 235
- 236 Глава s. Эмоциональные свойства человека
- 238 Глава 8. Эмоциональные свойства человека
- 240 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности
- 242 Глава в. Понимание эмоций другого человека
- 244 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности 247
- 248 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 250 Глава 9. Понимание эмоций другого человек*
- 9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей 251
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются
- 252 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей
- 254 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи
- 9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии
- 9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия
- 9,?. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния,., 261
- 262 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 264 Глава 9. Понимание эмоций Другого человека
- 9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций
- 9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека
- 10.1. Значение управления эмоциями
- 10.2. Контроль выражения своих эмоций
- 10.3. Вызов желательных эмоций
- 272 Глава 10, Управление эмоциями
- 274 Глава 10, Управление зияниями
- 276 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний
- 278 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция»
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» 283
- 284 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное
- 290 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту £91
- 11.3. Характеристики эмоциональных отношений
- 294 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.4. Классификация чувств 295
- 11.4. Классификация чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия
- 29В Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия 299
- 12.2. Привязанность
- 12.2. Привязанность 301
- Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.Э. Дружба эоз
- 12.3. Дружба
- 304 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3, Пружба sos
- 306 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3. Дружба 307
- 308 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.4. Влюбленность
- 12.4. Влюбленность 309
- 12.5. Любовь
- 12.5. Любовь 311
- 12,5. Любовь .313
- 314 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.6. Враждебность
- 12.6. Враждебность 317
- 318 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.7. Зависть
- 12.7, Зависть 319
- 12.8. Ревность
- 12.8. Ревность 325
- 12.8, Ревность 327
- 328 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.9. Удовлетворенность
- 12.10. Счастье
- 12.11. Чувство гордости
- 12.12. Псевдочувства
- 13.1. Виды эмоционального поведения в общении
- 13.2. Эмоциональные произвольные реакции
- 13.3. Гедонизм и аскетизм
- 13.4. Фрустрационное поведение
- 344 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
- 13.5. Горевание (скорбь)
- 13.6. Альтруизм как ферма эмоционального поведения 349
- 13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения
- 13.7. Предбрачное ухаживание
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера) 353
- 354 Глава 14. Эмоциональный типы
- 14.2. Модапьноетныв профили (типы) эмоциональности 355
- 14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности
- 356 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.3. Оптимисты - пессимисты
- 358 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.4. Застенчивые
- 14.4. Застенчивые 350
- 362 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.5. Обидчивые и мстительные
- 364 Глава 14, Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 365
- 14.6. Сентиментальные
- 14.7. Эмпатийные
- 368 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 369
- 370 Глава 14. Эмоциональнья типы
- 14.8. Тревожные
- 14.6. Тревожные 371
- 372 Глава т4. Эмоциональные типы
- Глава 14. Эмоциональные типы
- 376 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.9. Совестливые
- 14.10. Любознательные
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов
- 380 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов 381
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 384 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.2, Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов 385
- 15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников
- Глава 15. У
- 15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 391
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 393
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 394 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личное™
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 395
- 396 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 398 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников 399
- 400 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 402 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков 403
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков
- 16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников
- 16.8. Возрастные изменения различных проявлений
- 16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 16.10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16.10. Половые различия е эмоциональной сфере 409
- 410 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- Глава 16. Возрастные и половые особенное™ эмоциональной сферы личности
- 414 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств 417
- 41S Пива 17. Патология и эмоции
- 17.2. Патологические изменения эмоциональных
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 419
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций
- 420 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 421
- 422 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 423
- 424 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 425
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 427
- 426 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.5. Патологическая застенчивость 429
- 17.5. Патологическая застенчивость
- 430 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях 431
- 432 Гпава 17. Патология и эмоции
- 434 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения здоровья 435
- 436 Глава 17. Патология и эмоции
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 439
- 440 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18,1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 441
- 18.1, Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 443
- 444 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 445
- 446 Глава 1 в. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 447
- 448 Глава 18, Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 449
- Глава 18. Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 451
- 452 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 1.Научный терминологический словарь
- 456 Приложение
- 2. Бытовой терминологический словарь
- 458 Приложение
- 462 Приложение
- 464 Приложение
- 406 Приложение
- 470 Приложение
- 476 Приложение
- 478 Приложение
- 480 Приложение
- 3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций
- 484 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональной сферы человека
- 1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний
- 490 Приложение
- 2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний
- 492 Приложение
- 493 Приложение
- 506 Приложение
- 512 Приложение
- 516 Приложение
- 518 Приложение
- 520 Приложение
- 524 Приложение
- 3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний
- 526 Приложение
- 528 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)
- 534 Припожение
- 536 Принижение
- 538 Приложение
- 5. Методики изучения эмоциональных свойств личности
- 540 Приложение
- 542 Приложение
- 544 Приложение
- 546 Приложение
- 548 Приложение
- 550 Приложение
- 6. Методики изучения эмоциональных типов
- 554 Приложение
- 556 Приложение
- 562 Приложен №
- 564 Приложение
- 566 Приложение
- 576 Приложение
- 578 Приложений
- 580 Приложение
- 584 Приложение
- 586 Приложение
- 58В Приложение
- 592 Приложение
- 7. Методики изучения эмоциональной экспрессии
- 594 Приложение
- 596 Приложений
- 590 Приложение
- 8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного
- 600 Приложение
- 602 Приложение
- 604 Приложение
- 606 Приложен™
- 612 Приложение
- 614 Приложение
- 616 Приложение
- 9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников
- 620 Приложение
- 624 Приложение
- 626 Приложение
- 630 Приложение
- 10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека
- 632 Приложение
- 638 Приложение
- 642 Приложение
- 646 Приложение
- 646 Приложение
- 650 Приложение
- 11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности
- 654 Приложение
- 658 Приложение
- 664 Приложение
- 670 Список литературы
- 674 Список литературы
- 678 Список литературы
- 680 Список литературы
- 664 Слисок литературы
- 690 Список литературы
- 694 Список литературы
- 708 Список литературы
- 710 Список литературы
- 712 Список литературы
- 718 Спиеок литературы
- 720 Список литературы
- 722 Слисок литературы
- 726 Список литературы
- 728 Слисок литературы
- 732 Список литературы
- 736 Слисок литературы
- 73S Список литературы
- 744 Предметный указатель