658 Приложение
• Христианские заповеди и их неукоснительное соблюдение - вот надежная защита от переживаний чувства вины.
• Всем помогать, всех любить и не строить свое счастье за счет других.
• Но наше несовершенство ведет нас к проступкам греха, и они уносят у нас покой и радость жизни.
• И только слезы покаяния могут омыть наши души и сделать их снова чистыми, светлыми и радостными.
• Эта прекрасная музыка помогает нам открывать мысленные взоры нашего сердца, чтобы понять все наши прегрешения.
• Мы спрашивали сами себя бдительно и с пристрастием: любим ли мы своих близких, как самих себя? Со всеми ли мы живем в мире? Помогаем ли близким своим добрым советом и делом, а также всем скорбящим и находящимся в нужде? Не находимся ли мы во власти пороков и страстей? Не угождаем ли больше себе, чем другим?
• Ответим перед своей совестью: были ли мы жестоки и немилосердны? Относились ли с подозрением и с презрением к несчастным и убогим? Клеветали, осуждали, гневались? Завидовали и не желали простить обидчиков?
• Воочию видите, как много у вас недостатков и как вы несовершенны духом.
• Будем внимательны к себе и к своим поступкам и каждый вечер, отходя ко сну, будем спрашивать себя: что нами сделано дурного и что хорошего? Какие мысли омрачали наш ум? Какие греховные чувства волновали наши сердца? Не стыдно ли нам за содеянное перед йашими отцами и матерями?
Преодоление злобной раздражительности - «самоконтроль»
Музыкальный материал
Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»; Восьмая симфония, III часть.
• Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.
• Дыхание ровное, спокойное.
• Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.
• Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдыхать и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.
Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть
• Начинаете припоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.
• Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.
• Приливы гнева и раздражения все больше.
• Вы чувствуете, как вам кого-то хочется ударить.
• Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.
• Стискиваете зубы и шепчете ругательства.
• Раздражение ширится и растет.
• Чувство злости распирает вас.
• У вас перехватывает дыхание и напрягаются все мышцы.
• Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.
• Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслабление.
• Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
Приложение 650
• Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.
• Длинный-длинный выдох.
• Успокаивайте и контролируйте ваше дыхание.
• Сосредоточивайте внимание на руках и пытайтесь их расслабить.
• Проверяйте мышцы лица и расслабляйте их.
• Расслабляйте мышцы горла и языка.
• Пытайтесь обездвижить ваше тело.
• Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.
• Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.
• Удерживайте эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте,
• Вы полностью контролируете свое состояние.
Расслабление - «великий покой*
Музыкальный материал
Жан Мишель Жарр. Фрагменты с пластинки «Кислород-водород»; Э. Артемьев, Фрагмент с пластинки «Метаморфозы».
Используется одно из перечисленных произведений.
• Сели поудобнее, закрыли глаза, сосредоточили ваше внимание на дыхании.
• Эта приятная тихая музыка успокаивает вас и приносит сладкое умиротворение.
• Расслабляются кисти ваших рук.
• Расслабляются локти и предплечья.
• Расслабляются ступни ног, расслабляются икры но/ и бедер.
• Ощутили приятное тепло внутри живота.
• Все тело налилось приятной тяжестью покоя и расслабления.
• Вы купаетесь в волнах этой музыки и в этих волнах ваше тело словно растворяется и как будто исчезает.
• Ваше сердце бьется спокойно и $овно.
• Дыхание становится все реже и реже.
• Каждая клеточка тела купается в волнах божественной музыкальной неги.
• Всем своим существом отдаетесь этому прекрасному покою, этой неге и теплой расслабляющей тяжести, которая глубоко погрузила вас в кресло.
• Вы слушаете мой голос глубоко и отчетливо. Вы все глубже уходите в состояние глубокого покоя и отрешенности.
• Внутри вашей груди вы чувствуете источник мягкого тепла, которое приятными волнами растекается по всему телу.
• Великий покой полностью овладел вами, и вы полностью пребываете в нем и только в нем.
• Вялые неповоротливые мысли исчезают из вашего сознания и уходят, уходят, тают, словно облака в небе.
• И ваше сознание остается чистым и бездумным.
• Дышится легко, свободно, хорошо, и каждый вдох приносит вам тихую радость жизни.
• Не хочется шевелиться, не хочется двигаться, вы все меньше и меньше чувствуете свое тело.
660 Приложение
• Целебный покой полностью овладел всем вашим существом, и сладкая неземная музыка убаюкивает и ласкает вас.
• На душе светло и хорошо. Все мысли ушли, и голова стала пустая и светлая.
• Светлая, светлая, пустая и бездумная голова.
• Только красивая неземная музыка заполняет все вокруг.
• Дыхание подобно легкому летнему ветерку, который слегка освежает ваш лоб.
• Беконечно глубоко ушли в целебный покой.
• Тело как будто повисло в воздухе и мягко покачивается на волнах эфира.
• Волны музыки качают вас, и вы ощущаете тихую радость и благодарность судьбе за эти минуты.
• В глубоком покое восстанавливаются все функции организма, и он сам настраивается на здоровье. Волшебные музыкальные звуки исцеляют вас.
• Хочется петь вместе с этой музыкой волшебную песню исцеления и оздоровления.
• Поэтому такое чудесное состояние душевной ясности, просветленности, блаженства и счастья.
• Это счастье внутри вас, вы добились его сами, и никто не может отнять его у вас.
• В своемвнутреннем состоянии вы как бы поднимаетесь над суетой и видите свою жизнь с высоты птичьего полета, мелочи жизни перестают волновать вас.
• Отчетливо видите главную цель вашей жизни и можете ответить на вопрос: «Для чего я живу на этом свете?»
• Глубже и одновременно проще видете свою жизнь и не усложняете ее ненужными проблемами.
И все это в глубоком покое, в глубоком покое.
Формирование оптимистического мироощущения «?Радость жизни»
Музыкальный материал
В. А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»; Ж. Визе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.
В. А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»
• Сели поудобнее, начинаем наблюдать за нашим дыханием.
• Сосредоточиваем внимание на груди и настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни.
• Почувствовали теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру.
• Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни, когда солнце успеха, удачи и победы освещало ваше лицо радостью.
• Воскрешаем эти эпизоды как можно более отчетливо и во всех деталях.
• Это может быть: радость встречи с другом, радость возвращения в родные места, радость после трудного экзамена, радость после завершения трудного похода или восхождения, радость любования природой, радость помощи другому человеку, радость познания истины, радость исполнения заветного желания, радость общения с искусством.
• Явственно ощущаете, как ваше сердце открывается навстречу радостным воспоминаниям.
• Веселые морщинки собираются у ваших глаз, оттягиваются вверх уголки ваших губ.
Приложение 661
• Веселый огонек загорается в вашей груди.
• Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.
• Еще глубже вы ощущаете ту радость, которую вы испытали когда-то.
• Если в ваших душах затаилось уныние, сотрем его из сердца и в нашем текущем дне построим храм радости, и войдем в него и ощутимвеликую радость жизни.
• Радость - это единение со всей окружающей нас жизнью - с людьми, с природой, с искусством.
• Ликующие звуки музыки сейчас - выражение всего того, что творится в вашем сердце.
• Вам хочется обнять весь мир и простереть в восторге от него свои руки-крылья.
• Во всей полноте ощущаете радость, радость уверенности в своих силах, радость дружбы и любви.
• Вы радостно распахиваете свои глаза навстречу солнечному свету.
• Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух.
• Вы с радостью приветствуете встречающихся вам людей.
• И всему этому вы говорите простые слова, исполненные радости и любви к жизни.
Ж. Бизе. Юношеская симфония (финал)
• В вас возникает горячее желание каждый свой день проживать так, чтобы вносить
и в свое, и в чужое существование каплю мира, радости и любви.
• Чтобы жизнь наша была благословлена другими людьми, отдадим им нашу любовь и радость.
• Вам радостно от того, что вы умеете любить мир и работать в нем.
• Вы с наслаждением всматриваетесь в мир и воспринимаете его таким, каков он есть, не критикуя и не пытаясь изменить его.
• Вы испытываете радость от того, что не боитесь признаться в своих чувствах и переживаниях, что вы - открытый человек.
• Выражая свои чувства, вы можете хорошо изучить их и от этого - еще большая радость.
• Нет страха, нет застенчивости при самовыражении - и от этого еще больше уверенности в своих силах.
• Сейчас воспринимаете жизнь как бесконечное пространство радости.
• Вживайтесь всем своим существом в эту музыку, которая несет с собой очистительную силу радости и открывайте ей навстречу все свое существо.
• Почувствуйте радость как основу ощущения самого себя и миравокруг нас.
• Теперь вы стали воплощением живой радости бытияи ваше сердце стало подобно солнцу, все и вся согревающим вокруг.
• Осветим путь одинокого, приободрим нашей радостью скорбного и почувствуем еще большую радостьот того, что мы можем кому-то помочь в жизни.
• Будем входить в положение тех, с кем мы общаемся, и поддерживать их своим состраданием и своей радостью.
• Будем давать нашу помощь из своей энергии радости.
• Научимся вбирать в наши сердца радость других людей и научимся радоваться их
радостью.
• Принесем в свою душу радость ветра, несущего в себе свежесть и задор.
662 Приложение
Танцевальная музыка из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара
• Вберем в себя радость свободного полета птицы и возрадуемся.
• Почувствуем себя лихим наездником на быстром коне - свист ветра в ушах и могучее ржанье, что летит впереди нас!
• Ощутим в себе радость горного потока, в шуме и брызгах пробивающего себе путь среди круч и камней.
• И величавую радость спокойной и широкой реки, торжественно и плавно текущей
по равнине.
• Ощутим в себе радость матери, лелеющей своего ребенка, подбрасывающей его в воздухе и смеющейся вместе с ним.
• Ощутим в себе радость капитана, выведшего свой корабль на простор морских стихий.
• Ощутим в себе радость силы и мужества, ни перед кем не заискивать, ходить, не сгибая спины, глядеть безмятежным и сверкающимвзором, говорить благозвучным голосом,смело ставить себя на равную ногу с любым человеком.
• Войдем в храм радости, прекрасной дружбы, веселых слов, смеющихся лиц и звонкой музыки.
• Возрадуемся чуду любви, счастью видеть и быть с любимым человеком.
• О радость обильных обедов, разгульных пирушек, беззаботныхвыпивок!
• О радость быть матросом Вселенной и мчаться во все гавани мира! Быть быстрым кораблем, оснащенным богатыми словами и радостями!
(П. Уитмен. Песня радости)
Формирование позитивного отношения к миру «Радость любви»
Музыкальный материал
Ф. Шопен. Ноктюрн Es dur. Концерты для фортепьяно с оркестром (средние части).
Используется одно из произведений.
• Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.
• Сказали себе несколько раз: «Я совершенно спокоен».
• Послушали, как спокойно и ровно бьется ваше сердце.
• Как спокойно и безмятежно стало ваше дыхание.
• Ваше настроение безмятежное, ровное, собранное.
• Вашим внутренним взором вы начинаете представлять тех, кого вы любите, и тех, кто любит вас.
• Вы сейчас внимательно смотрите в глаза вашей мамы и чувствуете, как вместе с этим взглядом в вас входит безмятежность, спокойствие и хорошее настроение.
• Сейчас под эту волшебную музыку вы неодолимо чувствуете согревающую силу любви, ее тепло.
• Любовь как музыка и музыка как любовь.
• Вы чувствуете неразрывную связь с любящим вас человеком.
• Вы переживаете необыкновенное ощущение единства с другим человеком.
• Вы остро ощущаете, как в вашем сердце рождается чувство большой ответной любви.
• Это чувство начинает расти, подобно прекрасному весеннему цветку.
• И точно так же расширяется ваше божественное чувство любви.
• Теперь оно охватывает всех ваших близких и ваших друзей.
• Тепло вашей любви постепенно распространяется на всех людей, с которыми вы встречаетесь в этой жизни.
Приложение 663
• Вы переживаете чувство огромного единства со всеми, с кем вы встречаетесь.
• Тепла вашей души хватает на всех.
• Погружаясь в чувство любви, вы познаете сами себя и другого человека, и ваше сердце наполняется горячим сочувствием к нему.
• Вместе с вашей любовью вы глубже начинаете чувствовать свое собственное бытие.
• Вы любите всех людей, которые живут вместе с вами на этой земле.
• Вы любите одинаково как себя, так и других, и поэтому естественно хотите делать хорошее для себя и для других.
• Вы хотите помочь своим родственникам - маме, папе, брату. Сестре, тете, дяде.
• Перед вашим внутренним взором встают больные люди и старики, и их вы толже любите и хотите им помочь.
• Остро ощущаете, как ваша жизнь пронизывается любовью ко всему живущему и существующему на земле.
• Почувствуйте, насколько ваша любовь может сделать жизнь более гармоничной и радостной.
• Вы ощущаете вашу любовь как частицу мировой гармонии, которая поднимает ваше существование как бы вверх, к абсолютному совершенству и гармонии мира.
• Все ваше существо становится как бы животворящим солнцем, из которого проистекают лучи любви.
Б. Коррекция эмоциональных расстройств и нарушений поведения у дошкольников и младших школьников
Материалы приводятся из пособия Романова А. А. Коррекция нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей: Альбом игровых коррекционных задач. -М.: Принт, 2000. Игровые методики рассчитаны на коррекцию эмоционального поведения детей обидчивых, агрессивных, эгоистичных.
Игра первая: «Яласковым "прикинусь", а кто еще более ласковым "прикинется", тот и молодец!»
Цель игры. Стимуляция гуманных чувств у эгоистичных и агрессивных детей через жесты и мимику; переключение на иное состояние и стимуляция положительных эмоций у обидчивых детей сменой водящего в игре; осознание детьми особенностей и причин проявления или торможения выражения гуманных чувств другому.
Содержание игры. Взрослый предлагает детям: «Давайте посмотрим, как у меня улыбка получается», - и при этом изображает улыбку (губами), доброжелательный взгляд (глазами) и т. п.; спрашивает у детей: «А у кого улыбка лучше получится? Погладь по плечу игрушечного Мишу, чтобы ласковым стать...; выбери, у кого из ребят самый ласковый взгляд и объясни свой выбор» и т. п.
Правила (ограничения) в игре: 1) нельзя говорить вслух слова, если пытаешься уговорить кого-либо ласковым лицом; 2) нельзя использовать жесты рук и позы, чтобы сделаться более ласковым.
Варианты игры. Чтобы игра была интереснее, можно предложить сразу нескольким детям изображать ласковую улыбку; вместо улыбки можно предложить изображать печаль и грусть; при этом взрослый спрашивает агрессивных детей: почему дети бывают грустными и почему не бывают ласковыми, бываешь ли ты ласковым и грустным, как часто и т. п.
- Е. П. Ильин эмоции и чувства
- Isbn 5-318-00236-6
- Глава 1. Эмоциональное реагирование 13
- Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования 41
- Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций 66
- Глава 4. Роль и функции эмоций 99
- Глава 5. Классификация и свойства эмоций 130
- Глава 6. Характеристика различных эмоций 139
- Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний,
- Глава 8. Эмоциональные свойства человека 224
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека 241
- Глава 11. Общее представление о чувствах 282
- Глава 12. Характеристика различных чувств 297
- Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение 338
- Глава 14. Эмоциональные типы 352
- Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей
- Глава 16. Возрастные и половые особенности
- Глава 17. Патология и эмоции 415
- Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека 437
- 10 Предисловие
- 1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики
- 14 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.,2. Уровни эмоционального реагирования по с. П. Рубинштейну 15
- 1.2. Уровни эмоционального реагирования по с. Л. Рубинштейну
- 1.3. Виды эмоционального реагирования
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 17
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования
- 18 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 19
- 20 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 21
- 22 Пщва1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 23
- 24 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1 Л. Компоненты эмоционального реагирования 25
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 27
- 2В Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1,4. Компоненты эмоционального реагирования 29
- 30 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.4. Компоненты эмоционального реагирования 31
- 1.5. Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
- 34 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.6. Эмоциогенные ситуации
- 36 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 1.7. Филогенетические аспекты эмоционального реагирования
- 40 Глава 1. Эмоциональное реагирование
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 42 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2,1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и вдечатцения 43
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 46 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.1. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления
- 48 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 49
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 51
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 53
- 2.2. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 55
- 58 Глава 2, Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент)
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 59
- 60 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 62 Пива 2. Характеристика различных видов эмодионального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональней фон в данный момент) 63
- 64 Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования
- 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) 65
- Глава 3
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина 67
- 3.1. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина
- 3.2. «Ассоциативная» теория в. Вундта
- 3.3. «Периферическая» теория у. Джем су-г. Ланге
- 70 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 72 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.4. Теория у. Кеннона - п. Барда
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций 73
- 3.5. Психоаналитическая теория эмоций
- 3.6. Сосудистая теория выражения эмоций и. Уэйнбаума и ее модификация
- 3.7. Биологическая теория эмоций п. К. Анохина
- 3.8. Фрустрационные теории эмоций
- 3.9. Когнитивистские теории эмоций
- 76 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 78 Глею 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоци й
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 79
- 3.10. Информационная теория эмоций п. В. Симонова
- 80 Глава 3, Теории, объясняющие механизмы возникновений эмоций
- 82 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.10. Информационная теория амоций п. В. Симонова 83
- 84 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 68 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.11. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 89
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций
- 94 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения амоци й
- 96 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 3.12. Физиологические механизмы эмоциональных реакций 97
- 98 Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
- 4.1. Целесообразность эмоций
- 100 Пива 4. Роль и функции эмоций
- 4.2. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
- 102 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью
- 4.3. Ропь и функции эмоций в упродпении поведением и деятвпьностью 103
- 104 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 106 Гла&а 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении повелением и деятельностью 107
- 108 Глава 4. Ропь и функции эмоций
- 110 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 111
- 112 Глава 4, Роль и функции эмоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью 113
- 114 Глава 4, Ропь и функции амоций
- 4.3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и ЦеЯТепьНосГыо 115
- 116 Глава 4, Ропъ и функции амоций
- 118 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 4.4, Прикладная роль эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций
- 120 Глава 4. Роль и функции эмоций
- 122 Глава 4. Роль * функции эмоций
- 4.4. Прикладная роль эмоций 125
- 126 Глава 4. Роль и фу ноши эмоци й
- 4.4. Прикладная роль эмоций 127
- 4.4. Прикладная роль эмоций 129
- 5.1. Причины разнообразия эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций
- 5 2. Различные подходу it классификации эмоций 131
- 132 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5,2. Различные подходы к классификации эмоций 133
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 135
- 136 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 5.2. Различные подходы к классификации эмоций 137
- 138 Глава 5. Классификация и свойства эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза
- 140 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 141
- 142 Глава 6, Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 143
- 144 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 145
- 146 Глава в. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожцрания и прогноза 151
- 152 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1, Эмоции ожидания и прогноза 1 s3
- 154 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 158 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.1. Эмоции ожидания и прогноза 159
- 6.2. Удовлетворение и радость
- 6,3, Фрустрацйонныв эмоции 163
- 6.3. Фрустрационные эмоции
- 168 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 170 Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.3. Фрустрационные эмоции 173
- 6.4. Коммуникативные эмоции
- 6.4. Коммуникативные эмоции 177
- Глава 6. Характеристика различных эмоций
- 6.4. Коммуникативные эмоции 181
- 6.4. Коммуникативные эмоции 183
- 6.4. Коммуникативные эмоции 185
- 6.4. Комму ни кати вные эмсци и 1в7
- 6.4. Коммуникативные эмоции 189
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы
- 6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 193
- 194 Глава б, Характеристика различных эмоций
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 195
- 6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 197
- 6.5. Интеллектуальные -эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы 199
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности)
- 7.1. Стресс (состояние эмоциональной напряженности) 205
- 7.2. Скука (состояние монотонии)
- 212 Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний...
- 214 Глава 7. Характеристика эмоционапьных состояний...
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219
- 7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения)
- 7.4, Феномен «эмоционального выгорания» 221
- 7.4. Феномен «эмоционального выгорания»
- 8.1. Эмоциональная возбудимость
- 8.1. Эмоциональная возбуди мость 225
- 8.2. Эмоциональная глубина
- 228 Глава й, Эмоциональные свойства человека
- 8.3. Эмоциональная ригидность -лабильность
- 8.4. Эмоциональная устойчивость
- 230 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.5. Эмоциональность как интегральное свойство человека 233
- 8.5. Экспрессивность
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека
- 234 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 8.6. Эмоциональность как интегральное свойство человека 235
- 236 Глава s. Эмоциональные свойства человека
- 238 Глава 8. Эмоциональные свойства человека
- 240 Глава в. Эмоциональные свойства человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности
- 242 Глава в. Понимание эмоций другого человека
- 244 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 9.1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности 247
- 248 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 250 Глава 9. Понимание эмоций другого человек*
- 9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей 251
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются
- 252 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей
- 254 Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике
- Глава 9. Понимание эмоций другого человека
- 9.5. Восприятие эмоционального состояния по речи
- 9.6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии
- 9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия
- 9,?. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния,., 261
- 262 Глава 9, Понимание эмоций другого человека
- 264 Глава 9. Понимание эмоций Другого человека
- 9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций
- 9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека
- 10.1. Значение управления эмоциями
- 10.2. Контроль выражения своих эмоций
- 10.3. Вызов желательных эмоций
- 272 Глава 10, Управление эмоциями
- 274 Глава 10, Управление зияниями
- 276 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний
- 278 Глава 10. Управление эмоциями
- 10.4. Устранение нежелательных эмоциональных состояний 279
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция»
- 11.1. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция» 283
- 284 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное
- 290 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.2. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту £91
- 11.3. Характеристики эмоциональных отношений
- 294 Глава 11. Общее представление о чувствах
- 11.4. Классификация чувств 295
- 11.4. Классификация чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия
- 29В Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.1. Симпатия и антипатия 299
- 12.2. Привязанность
- 12.2. Привязанность 301
- Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.Э. Дружба эоз
- 12.3. Дружба
- 304 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3, Пружба sos
- 306 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.3. Дружба 307
- 308 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.4. Влюбленность
- 12.4. Влюбленность 309
- 12.5. Любовь
- 12.5. Любовь 311
- 12,5. Любовь .313
- 314 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.6. Враждебность
- 12.6. Враждебность 317
- 318 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.7. Зависть
- 12.7, Зависть 319
- 12.8. Ревность
- 12.8. Ревность 325
- 12.8, Ревность 327
- 328 Глава 12. Характеристика различных чувств
- 12.9. Удовлетворенность
- 12.10. Счастье
- 12.11. Чувство гордости
- 12.12. Псевдочувства
- 13.1. Виды эмоционального поведения в общении
- 13.2. Эмоциональные произвольные реакции
- 13.3. Гедонизм и аскетизм
- 13.4. Фрустрационное поведение
- 344 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение
- 13.5. Горевание (скорбь)
- 13.6. Альтруизм как ферма эмоционального поведения 349
- 13.6. Альтруизм как форма эмоционального поведения
- 13.7. Предбрачное ухаживание
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента
- 14.1. Эмоциональность как тип темперамента (характера) 353
- 354 Глава 14. Эмоциональный типы
- 14.2. Модапьноетныв профили (типы) эмоциональности 355
- 14.2. Модальностные профили (типы) эмоциональности
- 356 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.3. Оптимисты - пессимисты
- 358 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.4. Застенчивые
- 14.4. Застенчивые 350
- 362 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.5. Обидчивые и мстительные
- 364 Глава 14, Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 365
- 14.6. Сентиментальные
- 14.7. Эмпатийные
- 368 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.7. Эмпатийные 369
- 370 Глава 14. Эмоциональнья типы
- 14.8. Тревожные
- 14.6. Тревожные 371
- 372 Глава т4. Эмоциональные типы
- Глава 14. Эмоциональные типы
- 376 Глава 14. Эмоциональные типы
- 14.9. Совестливые
- 14.10. Любознательные
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов
- 380 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.1. Особенности эмоциональной сферы педагогов 381
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 15.2. Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов
- 384 Глава 15. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий
- 15.2, Особенности эмоциональной сферы музыкантов и артистов 385
- 15.3. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников
- Глава 15. У
- 15.4. Особенности эмоциональной сферы телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов)
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы
- 16.1. Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 391
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 393
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев
- 394 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личное™
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы младенцев 395
- 396 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.3. Эмоциональная сфера детей младшего возраста
- 398 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников
- 16.4. Эмоциональные особенности дошкольников 399
- 400 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.5. Эмоциональная сфера младших школьников
- 402 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков 403
- 16.6. Эмоциональная сфера подростков
- 16.7. Эмоциональная сфера старшеклассников
- 16.8. Возрастные изменения различных проявлений
- 16.9. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста
- 16.10. Половые различия в эмоциональной сфере
- 16.10. Половые различия е эмоциональной сфере 409
- 410 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- Глава 16. Возрастные и половые особенное™ эмоциональной сферы личности
- 414 Глава 16. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств
- 17.1. Причины эмоциональных расстройств 417
- 41S Пива 17. Патология и эмоции
- 17.2. Патологические изменения эмоциональных
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 419
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций
- 420 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 421
- 422 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.3. Извращение эмоциональных реакций 423
- 424 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 425
- 17.4. Патологические эмоциональные состояния 427
- 426 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.5. Патологическая застенчивость 429
- 17.5. Патологическая застенчивость
- 430 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях
- 17.6. Эмоциональная сфера при различных патологиях 431
- 432 Гпава 17. Патология и эмоции
- 434 Глава 17. Патология и эмоции
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья
- 17.7. Эмоционально обусловленные патологические изменения здоровья 435
- 436 Глава 17. Патология и эмоции
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 439
- 440 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18,1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 441
- 18.1, Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 443
- 444 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.1. Методологические вопросы диагностики эмоциональных состояний 445
- 446 Глава 1 в. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 447
- 448 Глава 18, Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 449
- Глава 18. Метопы изучения эмоциональной сферы человека
- 18.2. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека 451
- 452 Глава 18. Методы изучения эмоциональной сферы человека
- 1.Научный терминологический словарь
- 456 Приложение
- 2. Бытовой терминологический словарь
- 458 Приложение
- 462 Приложение
- 464 Приложение
- 406 Приложение
- 470 Приложение
- 476 Приложение
- 478 Приложение
- 480 Приложение
- 3. Фразеологический словарь выражения чувств и эмоций
- 484 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональной сферы человека
- 1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний
- 490 Приложение
- 2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний
- 492 Приложение
- 493 Приложение
- 506 Приложение
- 512 Приложение
- 516 Приложение
- 518 Приложение
- 520 Приложение
- 524 Приложение
- 3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний
- 526 Приложение
- 528 Приложение
- 4. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств)
- 534 Припожение
- 536 Принижение
- 538 Приложение
- 5. Методики изучения эмоциональных свойств личности
- 540 Приложение
- 542 Приложение
- 544 Приложение
- 546 Приложение
- 548 Приложение
- 550 Приложение
- 6. Методики изучения эмоциональных типов
- 554 Приложение
- 556 Приложение
- 562 Приложен №
- 564 Приложение
- 566 Приложение
- 576 Приложение
- 578 Приложений
- 580 Приложение
- 584 Приложение
- 586 Приложение
- 58В Приложение
- 592 Приложение
- 7. Методики изучения эмоциональной экспрессии
- 594 Приложение
- 596 Приложений
- 590 Приложение
- 8. Методики изучения особенностей эмоционально-обусловленного
- 600 Приложение
- 602 Приложение
- 604 Приложение
- 606 Приложен™
- 612 Приложение
- 614 Приложение
- 616 Приложение
- 9. Методики изучения эмоциональной сферы дошкольников
- 620 Приложение
- 624 Приложение
- 626 Приложение
- 630 Приложение
- 10. Методики выявления умения распознавать и описывать эмоции человека
- 632 Приложение
- 638 Приложение
- 642 Приложение
- 646 Приложение
- 646 Приложение
- 650 Приложение
- 11. Практикум по коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности
- 654 Приложение
- 658 Приложение
- 664 Приложение
- 670 Список литературы
- 674 Список литературы
- 678 Список литературы
- 680 Список литературы
- 664 Слисок литературы
- 690 Список литературы
- 694 Список литературы
- 708 Список литературы
- 710 Список литературы
- 712 Список литературы
- 718 Спиеок литературы
- 720 Список литературы
- 722 Слисок литературы
- 726 Список литературы
- 728 Слисок литературы
- 732 Список литературы
- 736 Слисок литературы
- 73S Список литературы
- 744 Предметный указатель