logo
А. Маслоу. Самоактуализирующиеся личности

2.19. Самоактуализация и преодоление дихотомий

В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии "эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно и эгоистичен, и альтруистичен. Его жизнь одновременно и духовна, и низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать для него дорогой в высшие, "религиозные" сферы.

Долг не отменяет для него удовольствия, работа не мешает игре, - напротив, обязанность становится удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если, как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между духовной жизнью и жизнью животной?

Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким дихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность, приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм, отчуждение-отождествление, серьезность-юмор, дионисизм-аполлинизм, интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность, серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность, активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь, Эрос-Агапэ и по отношению к прочим дихотомиям.

Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического человека не количественные, а качественные различия; они настолько кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"У него совершенно нет чувства собственного достоинства", - негодуем мы, говоря о человеке, который готов наизнанку вывернуться, лишь бы добиться своего. А что это такое - чувство собственного достоинства? Если вдуматься, довольно странное словосочетание. Есть чувство голода, чувство страха, чувство меры. Но как можно чувствовать свое достоинство? Знать, чего ты достоин? В таком случае эгоист - воплощение чувства собственного достоинства. Он всегда достоин большего, чем имеет.

Заглянем в словарь. По Ожегову, "достоинство есть совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе". Тоже не очень понятно. И все же каждый понимает, что подразумевается под чувством собственного достоинства. Это когда человек уверен в себе - и при этом не самоуверен; спокоен, но не равнодушен; открыт, но не фамильярен.

Много ли таких среди наших знакомых? Вряд ли. Но они есть. И мы инстинктивно тянемся к ним, зависим от их одобрения или неодобрения. Мы знаем: какое бы место на социальной лестнице ни занимали эти люди, именно они - соль, основа, костяк любого общества. Откуда они берутся? И как примкнуть к этой достаточно редкой породе?

В зарождении чувства собственного достоинства громадную, определяющую роль играет семья. Ценности, которыми она живет, формируют, как правило, в сознании ребенка образ его собственного "я" и порою сценарий будущего: выбор профессии, спутника жизни, образ жизни, даже ее продолжительность. Помимо семьи, существуют еще друзья-приятели, школа, книги, фильмы, СМИ - все, что можно обозначить термином "среда". Роль среды велика - настолько, что может потеснить семейные ценности, даже поставить их под сомнение. И все-таки именно семья - начало начал.

Вспомним, как воспитывали дворянских детей. Главной добродетелью считалась честь. Вряд ли случайно Пушкин взял эпиграфом к "Капитанской дочке" афоризм "Береги честь смолоду". Дворянский кодекс чести требовал прежде всего думать об этической стороне поступка. Благороден ли он, не своекорыстен ли, не заденет ли ближнего? В число основополагающих дворянских добродетелей входили также ровное ко всем без исключения отношение, щедрость, учтивость, сдержанность, почитание родителей. (Сам термин "дворянство" произошел от французского noblesse - "благородство".)

Дворянство - это прекрасно. Только нет у нас дворянских корней, мы, по замечанию одного из героев Ильфа и Петрова, "лицеев не кончали". Стало быть, обречены выращивать в себе чувство собственного достоинства сами. Но изобретать колесо нам уже не нужно. Идеал задан (см. предшествующий абзац). Наше дело - принять его.

Если это случится, мы начинаем - чаще всего бессознательно - перекраивать себя в соответствии с ним, перевоплощаясь по его образу и подобию. "Сумел родиться, сумей и переродиться" - гласит старая поговорка. Не забудем, однако, что речь - о чувстве собственного достоинства. Головное, умственное усилие здесь бесполезно. Только порыв, открытие (если хотите, озарение) может подвигнуть нас на великую из перемен - внутреннюю ломку и строительство себя заново.

Трудно обозначить словами то, что происходит при этом в сокровенных, никому не ведомых (и нам в том числе) глубинах нашей психики. Может быть, это жестокий стыд за себя, ведущий к осознанию собственного недостоинства, и, как следствие, жажда стать иным. Или встреча с тем, что выше нас, с прекрасным (человеком, пейзажем, музыкой, книгой). Или, что тоже реально, голос свыше.

И тогда мы вступаем на путь, именуемый в психологии самоактуализацией (раскрытием внутренних возможностей, самосовершенствованием).

Следуя этим путем, человек начинает принимать себя и окружение такими, как они есть, начинает различать добро и зло, цели и средства. Самоактуализирующиеся личности (а это и есть люди с чувством собственного достоинства) не боятся неизвестного, спокойно идут навстречу ему. Они просты и естественны независимо от окружения, устойчивы к чужому влиянию, активны, терпимы ко всем без исключения, обладают невраждебным чувством юмора. Но главное в них - они делатели, творцы, чем бы ни занимались, хоть починкой утюгов. Все, любую работу они делают заразительно красиво и умно.

Психологи полагают, что самоактуализирующихся личностей среди нас немного - не более четырех процентов. Это, так сказать, золото, выпавшее в осадок. Но есть еще золотая взвесь, а есть и то, что, простите, плавает на поверхности. Психологический портрет последней категории удручающе бесцветен: такие люди патологически боятся хоть как-то обозначиться, проявить себя, всячески избегают острых ситуаций и конфликтов. Доминанта их душевного самочувствия - глобальное ощущение своей зависимости от внешней среды. Для них характерно также деление окружающих на "своих" и "чужих", следование идеологическим и жизненным стандартам, сведение сложнейших проблем к одноклеточно-простым "установкам", зависимость от дефицита благ и в результате - культ первичных (биологических то есть) потребностей.

А к какой из перечисленных категорий принадлежим мы с вами?