logo
Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой

6. Приемы изменения психики "обращенного"

Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее защитные механизмы психики, то есть создание обстановки повышающей предрасположенность к внушению, облегчающей контроль за мышлением. И то, и другое ведет за собой общую деградацию чувств и интеллекта[2].

Контроль над временем и поведением ведет к "вынужденной беспомощности", поскольку постоянно отслеживается, где и с кем "новообращенный" живет, от кого находится в различной зависимости. Вводится правило, что для каждого существенного поступка необходимо спросить разрешение. Вырабатывается психология "пешки", неизбежно ведущая к дрессуре беспомощности.

Человек, обращаясь к другим духовным убеждениям, расшатывает основания своих базовых представлений тем быстрее, чем активнее ему помогают в разрушении исходных ценностей и построении на их месте новых, удобных для секты.

Нередко в секте практикуется использование "специального" языка.

Основным же механизмом психического воздействия на новичков является внушение. Оно предполагает бесконфликтное приятие некой информации; в его ходе частично снижается уровень сознательного анализа и критичности. Эффективность такой формы заключается в том, что каждое слово внушающего находит безусловно благожелательный отклик в его чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрастает. Функция активного контроля сознания, обычно направленная на проверку внушения на соответствие его реальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избыточной. Потребность в проверке постепенно ослабевает до степени бессознательного отождествления информации, поступающей от внушающего, с восприятием окружающего мира. Внушение также может проходить в специальной обстановке с применением особых гипнотических техник.

У разных людей внушаемость существенно различается. Есть люди, повышенно внушаемые, и эта их особенность активно используется. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся такие психические особенности личности, как неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, покорность, стеснительность, робость, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональная впечатлительность, слабость логического мышления, ориентация на внешнее управление. Кроме этих психических особенностей на внушаемость, ведущую к принудительной (подсознательной) модификации поведения, влияют и специальные условия воздействия: боль, одиночество, интенсивный цвет, несинхронная речь, повторение стереотипных вопросов.

Внушаемость повышается и у уравновешенных образованных людей в экстремальных ситуациях (собственная болезнь, смерть близких и т.п.).

Сенсорная изоляция, вызванная разрывом отношений с близкими, знакомыми, отключением от средств массовой информации, приводит к депривации (обеднению нормальной информационной среды), а это, в свою очередь, формирует чувственный и эмоциональный голод, обусловливая апатию и заторможенность, которые периодически сменяются эйфорией. На этом неустойчивом эмоциональном фоне, в прямой зависимости от уровня эмоционального возбуждения, наблюдаются нарушения памяти, а на базе частичной памяти отмечается формирование специфической узости мышления.

Ритм и музыка глубинно влияют на психику. Меняя характер музыки, можно направлять психологические процессы. Воздействие музыки может быть как положительным, так и отрицательным - возбуждающим, приближающимся к наркотическому эффекту. Еще Платон в своем "Государстве" предостерегал: "Нужно избегать введения нового рода музыки - это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области". Этой же позиции придерживался и Аристотель, который отмечал: "Только музыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства".

7. Заключение

Тоталитарные секты - явление, с которым, безусловно, нужно бороться. Особенно подвержены его влиянию молодые люди в переходный возраст. Их подталкивает в секты существенный дефицит либо в психическом, либо в физическом здоровье, мешающий им обрести социальное признание, отсутствие тепла человеческого общения, или условий, позволяющих надеяться на выполнение утопических идеалов. Возникшее напряжение, глубинный конфликт провоцирует включение психологической защиты, помогающей им изменить свое прежнее поведение, принять новое и не замечать социальных опасностей, связанных с приобщением к секте.

В секте происходит радикальное преобразование личности. Все ее приемы направлены на то, чтобы человек стал удобным, послушным, контролируемым, то есть полезным для секты.

Ни одна мировая религия не разрушает психику так глубоко, как тоталитарная секта.