logo
Ответы Пантелеева

15-16. Можно выделить ряд признаков в деятельности секты, позволяющих назвать ее тоталитарной.

К неспецифическим (вторичным) признакам относятся:

1) мимикрия — подстраивание под одну из мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) с использованием ее символики и терминологии;

2) претензия на самую современную и учитывающую так называемые «самые последние достижения науки» интерпретацию положений Евангелия, Библии, Корана или Махабхараты;

3) весьма сильно выраженная для сколько-нибудь внимательного наблюдателя коммерческая направленность деятельности.

Специфическими (основными) признаками являются: -1) сокрытие адептами секты условия полного и безоговорочного подчинения верующих дисциплине организации;

отсутствие у новообращенных информированного (осознанного) согласия на методы контроля сознания, которые будут к ним применяться. Для противозаконного формирования абсолютной зависимости верующих от секты тоталитарные культы прибегают к духовно-психологическому насилию;

2) использование руководящим звеном секты методов психического воздействия (так называемого зомбирования) и психотропных средств, в результате чего у последователей происходит и сохраняется искажение восприятия собственных социальных связей как с близкими и родственниками, так и с обществом в целом. Главное — это разрушение личности верующих, вытравливание их индивидуальности и воспитание в них крайней нетерпимости к взглядам среды, не относящейся к секте;

3) требование публичности исповеди верующего или (при формальном декларировании принципа соблюдения тайны исповеди) системное доведение до руководства секты информации, полученной на исповеди (тотальное доносительство);

4) высокая степень конспиративности деятельности руководства секты от участников, находящихся на нижестоящих уровнях иерархии (под предлогом того, что они еще не прошли достаточное количество ступеней посвящения в таинства культа), и, уж тем более, от людей из «внешнего» мира;

5) стремление лидеров секты к незаконному обогащению через злостное уклонение от уплаты налогов государству и фактическую обязательность пожертвований (в то время как традиционные религии предполагают добровольность и посильность пожертвований). Для достижения своих целей представители секты часто стравливают супругов, вызывая их на развод с разделом имущества, управляют конфликтом родителей и детей в свою пользу, стремятся взять опеку над несовершеннолетним ребенком новообращенного;

6) претензии лидеров культа на обладание окончательной и непререкаемой Истиной. Все, кто не принимает лидера секты как носителя истины в последней инстанции, объявляются «демонами», «слугами сатаны» или «заблудшими» людьми, не достойными «спасения» (причем с соответствующими проклятиями и обещаниями скорой мучительной смерти от неизлечимых болезней);

7) внушение лидерами секты крайних форм негативного отношения верующих к «внешнему» социуму. Деструктивные культы воспитывают в своих адептах абсолютную нетерпимость к людям из «внешней» среды, утверждают, что цели секты выше мирского закона, так как жизненно важны для спасения и счастья всего человечества. В отношениях сектантов с внешним миром ложь, «кража для Бога» и физическое насилие считаются средствами, вполне приемлемыми и оправдываемыми Великой Целью;

8) доведение верующих до готовности к противоправным действиям, в том числе экстремистского характера. Террористов, в том числе самоубийц, готовят именно в сектах тоталитарного толка;

9) пресечение методами физического насилия попыток ухода верующих из секты. Для контроля за поведением адептов и отражения возникающих из «внешнего» мира угроз деструктивные культы создают свои «неформальные» службы безопасности, зачастую комплектуя их кадры из числа бывших сотрудников правоохранительных органов;

10) патологическое стремление руководства секты к незаконной власти и независимости от механизмов общественного контроля. Тоталитарные секты стремятся к скрытому проникновению в органы государственной власти на максимально высоком уровне и совершают действия, подпадающие под понятие антигосударственного заговора (как в случае секты «Аум Синрикё»).

Обобщенная характеристика деятельности тоталитарной религиозно-оккультной секты — использование ее руководством жестких манипулятивных техник изменения и контроля сознания адептов.

Общий алгоритм подобных техник включает в себя следующие этапы:

1) сознательное введение в заблуждение вступающих в секту, то есть целенаправленное формирование положительной по отношению к деструктивному культу установки через саморекламу и отклики адептов;

2) внезапное или постепенное шоковое дезорганизующее воздействие на психику человека с целью подавления контроля сознания и достижения так называемых измененных состояний сознания;

3) внедрение в психику адепта, погруженного в измененное состояние сознания, деструктивных установок с помощью гипнотических процедур, введения в транс, приемов медитации, психотропных, наркотических средств, за счет физического и психического изнурения.

Результатом становится стойкое изменение сознания человека с разрушительными последствиями для его личности и психики в целом — превращение в зомби, потеря адекватного восприятия и оценки окружающей среды и самоконтроля поведения. Такой человек может оказаться социально опасным, способным по команде своего «духовного» руководителя совершить преступление — вплоть до ритуального убийства, индивидуального и коллективного самоубийства.

Многие люди ищут в секте решение острейшей для них проблемы смысла жизни, чаще всего вызванной чувством одиночества или, во всяком случае, относительной социальной или семейной изоляции.

Согласно классической для американской психологической науки модели деструктивного воздействия тоталитарных групп Р. Дж. Лифтона выделяется 8 элементов, ведущих к отрицательным изменениям сознания адептов:

  1. Средовый контроль — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.

  2. Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».

  3. Требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и грязное".

  4. Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.

  5. «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.

  6. Передернутый (подтасованный) язык (англ. loading language) — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.

  7. Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт.

  8. Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

У будущей жертвы складывается специфический характер отношений с окружающими и миром в целом, есть определенные личностные особенности, из-за которых их обладатель может попасть под влияние тоталитарной секты. Это прежде всего:

• низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своего ущербного Я;

• переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

• социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

• сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

В США выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какой коварный обманщик его «учитель», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их. Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия культиста сообщают ему всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту или нет.