logo
Ответы Пантелеева

11 . Утрата работы как критическое жизненное событие. Фазы в развитии стрессовых состояний в ситуации безработицы.

Л. Пельцман при обследовании лиц, потерявших работу или находящихся под угрозой ее потери, выделила фазы развития специфических стрессовых состояний.

Фаза 1 - состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска, при которых человек подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить при этом, что наиболее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет. В данном случае предвидение этого неприятного события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Фаза 2 - наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3-4 месяца после потери работы. Но уже в первые недели без работы многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость из-за наличия свободного времени. Появляется удовлетворение жизнью. Некоторые отмечают улучшение состояния здоровья. Начинаются активные поиски нового места работы.

Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не поддаются устранению. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых.

Фаза 3 - утяжеление состояния. Оно наступает обычно после 6 месяцев отсутствия работы. Обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психики, финансов, социального положения человека. Наблюдаются дефицит активного поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Подрываются силы противостояния неприятностям. Особенно велики деструктивные изменения при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или «черной» работе. Не менее неприятны для человека колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей этой надежды. Они могут вести к прекращению поисков.

Фаза 4 - беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей и в том случае, когда человек удовлетворен пособием по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. Порой люди боятся найти работу. Социальные службы общества не предпринимают усилий для того, чтобы помочь человеку трудоустроиться. Задача психолога состоит в том, чтобы выяснить реальные нужды людей, понять их состояние и создать условия, соответствующие их внутренним потребностям.

Зарубежные авторы также прибегают к более сложным описаниям стратегии поведения человека в ситуации потери работы. Так, В. Франкл описал неконструктивный вариант переживания ситуации потери работы, обозначив его термином "невроз безработицы ", при котором из этой ситуации такими людьми извлекается своеобразная психологическая выгода, теперь все свои неудачи приписываются безработице. В то же время, замечает В. Франкл, не каждый безработный поддается неврозу безработицы. В отличие от невротизированного типа безработного, такие люди не испытывают апатии, оптимистично смотрят на жизнь, находят для себя какие-то занятия, тем самым наполняя смыслом свое свободное время. Главное, что отличает этот тип от предыдущего, по мнению автора, это то, что такие люди не ставят знак равенства между жизнью и занятостью, работой, понимание того, что смысл человеческой жизни не только в оплачиваемой работе.

Среди негативных последствий, к которым приводит безработица, называют ухудшение самочувствия, негативные эмоциональные состояния, такие, как депрессия апатия, рост самоубийств, алкоголизм.

  1. Основные мероприятия в рамках психологической поддержки безработных.

Социально - психологические методы. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующие в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематике клиентов, а также для коррекции поведения безработного и его социальной адаптации.

Психологическая поддержка - это методы, способствующие социально - профессиональному самоопределению личности, формированию способностей, ценностных ориентаций, самосознания; повышению ее конкурентоспособности на рынке труда; реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешения или снижения остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями психологической поддержки являются:

- содействие полноценному психическому развитию личности,

- предупреждение возможных психологических проблем,

- оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях,

- формирование ценностно-мотивационной сферы,

- достижение эмоциональной устойчивости,

- гармонизация личности и межличностных отношений.

Основные методы психологической поддержки:

психологическое консультирование;

психологическая диагностика;

психологический тренинг;

психологическая коррекция;

другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Получателями государственной услуги по психологической поддержке являются граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.

Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих основания:

- личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;

- предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным.