Последствия пережитого насилия
Главное последствие детской сексуальной травмы — «утрата базового доверия к себе и миру». В анамнезе лиц с пограничными личностными расстройствами значительно чаще обнаруживается факт сексуального насилия или жестокого обращения в детстве.
Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха (СВ. Ильина, 1997). Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.
Последствия ситуаций, которые можно квалифицировать как психологическое насилие, не менее серьезны. Ребенок не чувствует себя в безопасности, не испытывает безусловную любовь, не может вести себя спонтанно. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений. Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности.
Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), нарушений, связанных с неприятием своего тела (Руководство по предотвращению насилия над детьми, 1997). Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером.
Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким. Насилие порождает насилие.
- 4. Психологические особенности протекания возрастных и экзистенциальных кризисов. Соотношение понятий возрастное развитие и «кризис». Причины возникновения возрастных кризисов личности.
- 5. Принципы консультирования личности, находящейся в состоянии возрастного кризиса.
- 6. Понятие «нормативный кризис» применительно к кризисам профессионального становления личности. Признаки и основные стадии переживания личности, находящейся в кризисе профессионального развития.
- 7. Типология кризисов профессионального становления личности. Факторы обуславливающие профессиональные кризисы и условия конструктивного выхода их них.
- 11 . Утрата работы как критическое жизненное событие. Фазы в развитии стрессовых состояний в ситуации безработицы.
- 13. Лишение свободы как кризисная ситуация в жизни личности. Факторы, обуславливающие негативное влияние на личность лишения свободы в условиях тюремного заключения.
- 15-16. Можно выделить ряд признаков в деятельности секты, позволяющих назвать ее тоталитарной.
- 17-18. Типология чрезвычайных ситуаций (чс).
- 19.Террористический акт и захват заложников как критическая ситуация.
- 20. Мероприятия, которые включаются в систему психологической работы с пострадавшими от теракта.
- 21. Участие в боевых действиях как фактор возникновения критических состояний личности.
- 22.Посттравматический синдром и социально – психологическая дезадаптация ветеранов военных действий.
- 23 Психологические аспекты насилия в семье как критической ситуации
- Последствия пережитого насилия
- 24. Психологическая работа с личностью, ставшей жертвой насилия.
- 25 Суицид как форма реагирования личности на критические ситуации
- 26. Основные задачи консультанта при работе с суицидальным клиентом.