ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].
Как известно, агрессия не возникает в социальном вакууме, наоборот, различные аспекты межличностных воздействий приводят к ее возникновению и определяют ее форму и направленность (Выготский Л.С., 1983, Буянов М.И., 1988). В современной психологии нет практически ни одной значительной школы, которая бы не занималась вопросом агрессивности [8]. В своей работе мы будем придерживаться когнитивной модели возникновения агрессии, которая помещает в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы.
Несмотря на большое количество работ, посвящённых данной проблеме, проблема агрессивности, причины ее возникновения, динамики и сегодня вызывают живой интерес среди ученых. Так, исследования В.С.Мухиной (1985) показали, что причиной возникновения агрессии может быть тревога, связанная с блокированием или созданием помех для какого-либо целенаправленного поведения. Dollard J. и Miller N.E. (1950), в свою очередь, полагают, что именно тревога является «провоцирующим агрессию» фактором.
Психологическое здоровье людей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряде различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога». Кроме того, проблема детской агрессивности, причины ее возникновения, динамики и сегодня вызывают живой интерес среди ученых. Поскольку подростковый период является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование агрессивности у подростков является весьма актуальным [11].
Объект исследования: агрессивность личности
Предмет: взаимосвязь уровня тревожности и агрессивности личности подростков.
Цель: исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности подростков.
Задачи:
Раскрыть понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».
Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности.
Провести практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности подростков
Разработать практические рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования заключается в предположении что, существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности.
Методы и методики исследования:
Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности» [35].
Тест школьной тревожности Филлипса [35].
4. Опросник Басса-Дарки [35].
5. Количественная и качественная обработка результатов.
Организация исследования:
Базой исследования явилась МОУ СОШ №196 г. Новосибирска, экспериментальную выборку составили подростки (45 человек), учащиеся 9 класса, возраст испытуемых: 14 - 15 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций для родителей по снижению уровня тревожности и уровня агрессивности подростков.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
- ВВЕДЕНИЕ
- I. Агрессивность как свойство личности
- 1.1 Различные подходы в науке к понятию "агрессия", «агрессивность» и «агрессивное поведение»
- 1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
- 1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
- II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
- 2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии