1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [6].
Л.М. Фридман считал, что особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма - половое созревание. Подростковый возраст Фридман определил, как 11 - 16 лет, он отдельно рассматривал половое созревание мальчиков и девочек и их психологические особенности.
Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13 - 19 годами у девушек и 14 - 21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14 - 17 годами, она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.
В другой известной научной концепции известного психолога Ж.Пиаже - в возрасте от 11 - 12 лет и до 14 - 15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребёнок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектами начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, согласно Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни.
По мнению Божович Л.И., в 12 - 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. [6].
Биологически подростковый возраст связывают с физиологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием. Эти изменения обозначаются термином "пубертат" (от лат. pubescere - покрытый волосами) - совокупность биологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют как на его восприятие другими людьми, так и на его самовосприятие, в особенности на образ собственного тела.
Все исследователи сходятся на том, что подростковый возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие - "кризис подросткового возраста".Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода
психоаналитические;
социально-психологические;
теория Э. Эриксона.
Психоаналитический подход - более старый, появился в 30-е гг. с работами дочери З. Фрейда Анны Фрейд.
В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе - разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.
Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:
· обожание знаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка;
· резкие перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям (неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.). [44].
Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей в плане, как выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности подросткового развития процессом смены ролей.
Тогда путь подросткового развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением подросткового возраста возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.
Итак, психоаналитический подход видит причину стресса и внутреннего напряжения, характерного для подросткового возраста, во внутренней эмоциональной нестабильности; социальная психология - в противоречивости тех воздействий, которые общество оказывает на молодого человека. Синтезом этих подходов является наиболее широко сейчас распространенная теория Э. Эриксона, согласно которой биологическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями на всем протяжении жизни человека. Это взаимодействие на каждой стадии развития приводит к возникновению кризиса как поворотной точки в процессе становления индивида, после которой возникает возможность дальнейшего интенсивного жизненного развития.
Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование идентичности (ответа на вопрос "кто я в различных жизненных и социальных ситуациях" и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского личностного "Я".
Чувство идентичности формируется у подростка постепенно. Его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей, как уже говорилось, преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей (любят - не любят, принимают - не принимают и т.д.). В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми.
Как правило, выделяются две стадии подросткового кризиса - негативная и позитивная. Негативная фаза - переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениях со взрослыми. То есть подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние, детские отношения с ним и навязывает новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка) [36].
Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать постепенно, без конфликтов.
Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь).
Отдельные проявления подросткового кризиса. Негативизм проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда - в форме разрушительной активности. Субъективные переживания - угнетенное состояние, тоска, подавленность - могут, скрываться и проявляться только в интимной жизни - дневниках, с близкими друзьями и т.д. [23].
Проблемы восприятия своего физического образа. Как известно, для мужчин биологически оправдано активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Если активная деятельность мужчины успешна, у него развивается позитивное самоощущение. Для женщины - все наоборот. Низкая оценка своего физического Я может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе, тревожности, агрессии и т.д.
Иначе говоря, оценка индивидуумом своей физической зрелости может существенно влиять на характер его личностной и социальной адаптации (то есть и он себя, и другие, в том числе взрослые, его оценивают неадекватно, если его физическое развитие замедлено).
Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени - практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. Поэтому нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен.
Может возникнуть негативная идентичность (презрительное и враждебное отношение к той роли, которая считается нормальной в семье и ближайшем окружении), приводящая к различным социальным протестам.
Эти явления могут быть преодолены относительно легко, а могут стать причиной правонарушений, неврозов и психозов - в зависимости от предшествующего опыта подростка.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью. Л.И.Божович считает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряжённые.
На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремиться освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по свому усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчинятся взрослым и другое).
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» - чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание [23].
Современный подросток видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребёнка - школьника, зависимо от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что, влияет на общий жизненный тонус детей. Чётко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется, прежде всего, в отсутствии должных условий для удовлетворения обострённой потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
Чувство взрослости занимает одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка [25].
В подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворённости своим положением в системе взаимоотношений с взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; агрессия или уход от общения.
В дальнейшем для подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов) [22].
Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже эффективным вспышкам. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступать наоборот [23].
Проанализировав литературные источники по вопросу агрессивности как свойства личности, можно сделать следующие выводы:
Понятие "агрессии", как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому. "Агрессивность" же - это стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда.
Агрессивность бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию.
Основными деятельностными формами проявления агрессии являются: ярость, раздражение, злость, ненависть.
Различные аспекты межличностных отношений приводят к возникновению и предопределяют формы и направленность агрессии.
Ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое воздействие, кроме этого выделяют различные черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.
Агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его личности, темперамента, силы и уравновешенности нервных процессов, характера. Все это следует оценивать при анализе агрессивного поведения детей и подростков.
- ВВЕДЕНИЕ
- I. Агрессивность как свойство личности
- 1.1 Различные подходы в науке к понятию "агрессия", «агрессивность» и «агрессивное поведение»
- 1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
- 1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
- II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
- 2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
- Анализ понятия «агрессивность»
- Структура личности и агрессивность
- 1. Агрессия и агрессивность
- 1.2. Агрессия и агрессивность
- 1. Методика исследования агрессивности личности (методика Басса-Дарки)
- 1.3.Агрессивность в структуре личности спортсмена
- Фрустрированность и агрессивность личности
- 2.2.1. Агрессивность