Введение
Агрессия -- явление, которое на протяжении веков сопутствует истории человечества. Крайним выражением человеческой агрессивности в XX в. был геноцид, а в наступившем XXI в. стал терроризм. Прогрессивные умы человечества постоянно ставят вопросы о причинах возникновения деструктивности и насилия и мерах по их предотвращению.
Академик Н. П. Бехтерева в докладе «Итоги тысячелетия» на Всемирном Конгрессе в 2014 г. отметила, что «современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но, тем не менее, не справляется с организацией сбалансированного мира. Его «биологическое» во многих уголках мира, да иногда и глобально, торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса - и век кровавый.» [4].
Проблема агрессии, тесно связанная с проблемами власти, насилия, враждебности, согласия, толерантности, во все времена привлекала к себе внимание исследователей, пытающихся проникнуть в ее природу и определить механизмы, причины, способы регуляции и контроля деструктивного поведения. Актуальность исследования агрессии сегодня определяется рядом причин. Несмотря на многочисленные акции и призывы к толерантности, терпимости, согласию, происходит эскалация деструктивного поведения и подъем аномии на всех уровнях социальных отношений. Это проявляется в росте преступности, терроризма, экстремизма, возникновении новых вооруженных конфликтов, в увеличении числа немотивированных разрушительных действий. Социально-экономические преобразования, переживаемые сейчас Россией и ориентированные на развитие личности, повышение ее социально-политической, нравственно-этической, социально-гражданской, социально-психологической, коммуникативной компетентности и культуры, творческого потенциала, проходят на фоне роста деструктивных проявлений в обществе. Формирующееся гражданское общество в современной России нуждается в согласии относительно базовых интересов и ценностей. В связи с этим вновь актуальна потребность в поиске ответа на вопросы, почему люди действуют деструктивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль такое поведение.
Проблемное поле, в рамках которого рассматривается агрессия, чрезвычайно широко. Различные аспекты ее попадают в сферу интересов таких отраслей научного знания, как психология, биология, социология, конфликтология. Несмотря на значительную исследованность проблемы, дихотомия этого понятия сохраняется. Это обусловлено, в первую очередь, противоречивым и парадоксальным характером агрессии, во вторую очередь, множеством подходов, каждый из которых имеет предметом исследования свое проблемное поле, редуцированное к явлениям биологического, психологического; социального, конфликтологического порядка, вследствие чего возникает проблема понимания агрессии.
В силу разнонаправленности в исследовании агрессии появляются также проблемы терминологического и понятийного характера. В науке отсутствует однозначная трактовка и определение понятия «агрессия», что позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследования вкладывать в понятие агрессии свое содержание. В силу того, что число наук, изучающих агрессию, достаточно велико, а единая методологическая база отсутствует, значительна глубина их междисциплинарной разобщенности.
Многоаспектность проблемы агрессии очевидна. При этом она с трудом анализируется и концептуализируется, поэтому настоятельно требует целостного исследования в рамках социальной философии. На наш взгляд, такой подход может быть оптимально реализован при условии структурирования и обобщения научных и междисциплинарных данных в контексте целостности, на базе которой будет выстраиваться социально-философское осмысление проблемы. Отведение роли целостно-теоретического стержня в исследовании агрессии социальной философией обусловлено, с одной стороны, принадлежностью проблемы агрессии к предметной области социальной философии, с другой стороны, своими специфическими возможностями исследования этой проблемы. Такой подход может сформировать единую содержательную платформу, как в рамках целостного дискурса, так и в общем междисциплинарном пространстве. При этом надо отметить, что социальная философия нисколько не умаляет эмпирический материал, полученный в результате психологических, социологических, биологических и конфликтологических исследований агрессии. Более того, для нее важны также обыденные представления и утверждения, касающиеся этого явления.
Будучи предметом размышлений, в течение многих столетий, тема агрессии обретает статус самостоятельной проблемы только в XX в. В 1909 г. благодаря А. Адлеру понятие «агрессия» прочно входит в научный оборот. Одновременно происходит расширение его тематики. За этот период создаются основные теории, характеризующие понятие агрессии. В большинстве исследований, которые затрагивают агрессию, сама проблема формулируется достаточно узко, подвергаясь исследованию в рамках определенных наук и их задач. Понятие «агрессия» постепенно трансформируется, приобретая новое значение. В это понятие все больше вкладываются элементы деструктивности. Дуальность теории 3. Фрейда, которая характеризует агрессию, как покровителя любви - Эроса, так и властелина умирания - Танатоса, ученых не устраивает. Проблема агрессии предстает чаще всего в перспективе решения двух проблем. Одна проблема связана с причинами деструктивности агрессии, другая - со средствами ее преодоления и эффективными средствами контроля.
Значительная часть трудов по агрессии посвящена эмпирическим и теоретическим исследованиям, сводящих ее преимущественно к биологической или эволюционной детерминанте (К. Лоренц, Д. Майерс, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Р. Уилсон, К. Лагерспец). В. В. Никонов предпринимает попытку свести понятие агрессия к стрессу, который сложился в процессе эволюции человека. При этом в основе стресса лежит теория, разработанная Г. Селье, который определил стресс в качестве стереотипной и филогенетической реакцией организма, вызываемой любыми воздействиями и сопровождающейся активизацией адаптивных сил организма. Но инстинктивизм рассматривает агрессию односторонне, с точки зрения врожденных импульсов, которые составляют внутреннее напряжение любого живого существа.