logo
Стрессоустойчивость у студентов разных специальностей УлГПУ

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития системы высшего образования одной из важнейших задач является формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Однако у студентов существует ряд индивидуально-психологических особенностей, которые могут помешать полноценно решить данную задачу. Среди таких особенностей особое место занимает стрессоустойчивость. Существует большое количество подтверждение тому, что стресс - спутник студенческой жизни. В студенчестве, особенно на начальном этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов. При всём этом актуальность темы исследования также тесно связана с её малоизученностью и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости студентов и их учебной деятельности.

Таким образом, встает проблема: зависит ли уровень стрессоустойчивости студентов от того, на какой специальности они обучаются.

Цель выпускной квалификационной работы: исследование стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ.

Объект исследования: феномен стрессоустойчивости.

Предмет исследования: стрессоустойчивость у студентов разных специальностей УлГПУ.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ не имеет существенных различий.

В соответствии с целью и гипотезой мною были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:

1. Проанализировать исследования стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить психологические особенности стресса у студентов, в том числе и учебного.

3. Подобрать методы и методики для изучения стрессоустойчивости студентов.

4. Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ.

5. Провести анализ результатов исследования стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ.

6. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования стрессоустойчивости. Среди зарубежных исследователей проблемой стрессоустойчивости занимались Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С. Фолькман, и др.

Также особый интерес в зарубежной литературе уделяется проблеме поведения личности по отношению к трудным жизненным обстоятельствам, возникающим в процессе жизнедеятельности, называемой копинг-стретегиями или копинг-поведением (А. Биллингс, Р.С. Кэслер, Р.С. Лазарус, Р. Льюис, Р. Моос, П. Тойтс, С. Фолкман, Фрайденберг).

В отечественной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как В.А. Абабков, Л.М. Аболин, А.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.Г. Дикая, П.Б. Зильберман, О.А. Конопкин, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, А.В. Либин, А.В. Либина, А.Ю. Маленова, К.И. Погодаев, А.А. Реан, С.В. Субботин, Ю.В. Щербатых и др.

Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Б.А. Вяткина, А.Н. Глушко, О.В. Лозгачёвой, А.О. Прохорова, А.А. Реана, Ю.Е. Сосновикова, Т.В. Середы, М.Л. Тыщковой.

В работе были использованы следующие методы:

- методы теоретического исследования - систематизация, теоретический анализ литературы, составление библиографии, цитирование.

- эмпирические методы - тестирование, в частности: Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых, Копинг тест Лазаруса.

- методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни, в качестве основного интерпретационного метода выступил сравнительный анализ.

Этапы исследования:

I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы.

II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, написание теоретической главы выпускной квалификационной работы, осуществлялся отбор испытуемых, и проводилось их обследование.

III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, формировались выводы, проводилось литературное оформление выпускной работы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций стрессоустойчивости, анализе возможных причин стрессоустойчивости студентов. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать для создания коррекционно-развивающих программ работы со стрессоустойчивостью студентов.

Эмпирическая база исследования: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, всего в исследовании приняло участие 50 студентов УлГПУ.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников.