logo
Стрессоустойчивость у студентов разных специальностей УлГПУ

1.3 Причины и последствия стресса у студентов

Как уже отмечалось, юношеский возраст - это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Именно на этом этапе происходит становление юноши как будущего специалиста. Студент неизбежно испытывает различные трудности, находясь в высшем учебном заведении. Эти трудности могут быть связаны с множеством различных причин, касающихся и с обучением в вузе, и с личностными факторами студента.

В первый год студенческой жизни основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. Студенту необходимо адаптироваться на новом месте, к новым порядкам, его окружает новая среда и незнакомые ему люди. Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения. Некоторым трудно попрощаться с жизнью бесшабашного школьника, трудно осознать, что детство уже закончилось. Для кого-то это тоже колоссальный стресс.

Другой причиной возникновения стресса в жизни студента может стать жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, отдаление от родителей. Сюда же можно отнести ограниченность финансов или неумение правильно распоряжаться ими.

Как известно, студенты ведут очень активный образ жизни. Основное время у студентов уходит на обучение в вузе, затем на подготовку домашнего задания, остальное время уходит на общение с друзьями и родственниками и на другие личные дела. В связи с этим еще одной причиной стресса у студентов можно назвать нерегулярное питание и недостаточное количество сна.

Среди других личностных факторов, влияющих на причины стресса у студентов можно выделить:

- болезнь или смерть членов семьи (Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс);

- конфликты с одногруппниками и близкими людьми,

- переезд,

- проблемы в отношениях со второй половинкой;

- проблемы со здоровьем (Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания).

Особое место в жизни студента занимает стресс, связанный с учёбой в высшем учебном заведении.

Учебный стресс - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента [25].

К причинам учебного стресса можно отнести:

- несданные во время и незащищенные практические, лабораторные работы;

- не выполненные или выполненные неправильно задания;

- большое количество пропусков по какому-либо предмету;

- недостаточно полные знания по дисциплине;

- плохая успеваемость по определенной дисциплине;

- слишком большая учебная нагрузка;

- отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

- возникновение конфликтых ситуаций с преподавателем;

- отсутствие учебного материала;

- неудовлетворенность полученной оценкой;

- разочарование в выбранной профессии.

К наиболее резко выраженной форме учебного стресса можно отнести экзаменационный стресс.

Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [21].

Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную системы студентов.

Ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: в виде страха перед экзаменатором либо негативной оценкой, или в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена.

Существует две причины экзаменационного стресса. Первая причина - неуверенность в своих знаниях. Она может быть истинной и ложной. Истинная причина вызвана реальными пробелами в знаниях. Здесь ситуацию может спасти качественная подготовка к экзамену. Ложная же - боязнь неизвестного. Бороться с такой неизвестностью можно, поговорив с людьми, сдавшими этот экзамен, или же с преподавателем на предмет выяснения, какие темы будут затронуты, не будет ли каверзных вопросов. Вторая причина - переоценка значимости экзамена. На такое отношение студентов к экзаменам могут влиять родители или общество [20].

Стресс, вызванный вышеперечисленными причинами может привести к серьёзным негативным последствиям и отрицательно влиять на психическое здоровье студента. Такому стрессу Ганс Селье дал название - дистресс.

Дистресс (от греч. dys - приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение) -- стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [19, с. 123].

В студенческом возрасте личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов [9].

Для снятия стресса многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».

Также к последствиям стресса можно отнести:

- Физический надлом;

- Подверженность несчастным случаям;

- Нервный срыв;

- Пониженная успеваемость;

- Проблемы с желудочно-кишечным трактом;

- Головные боли от постоянного напряжения;

- Постоянное ощущение усталости;

- Потеря ориентации;

- Бессонница, потеря сна;

- Раздражительность;

- Частое ощущение подавленности;

- Постоянное ощущение перегруженности;

- Повышенный или пониженный аппетит;

- Особые индивидуальные сигналы организма справиться с проблемами;

- Нарушение социальных контактов, проблемы в общении;

- Учащённое сердцебиение, боли в сердце;

- Страх, тревога;

- Потеря уверенности, снижение самооценки;

- Расстройства половой функции;

- Апатия, депрессия.

Следовательно, можно сделать вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стресса в жизни студента. В свою очередь, стресс приводит к различным последствиям, негативно отражающимся на состоянии здоровья студентов.

Таким образом, обобщая результаты анализа теоретического материала, можно сделать следующие выводы:

· Стресс - "состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах";

· Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). Стессоустойчивость - "свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности";

· Механизмами психологической адаптации человека в условиях стресса являются копинг-стратегии. Выделяют несколько уровней обобщенности того, что делает индивид, чтобы преодолеть стресс: копинг действия, копинг-стратегии, копинг-стили, копинг-поведение;

· Учебный стресс - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента.