1.3 Причины и последствия стресса у студентов
Как уже отмечалось, юношеский возраст - это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Именно на этом этапе происходит становление юноши как будущего специалиста. Студент неизбежно испытывает различные трудности, находясь в высшем учебном заведении. Эти трудности могут быть связаны с множеством различных причин, касающихся и с обучением в вузе, и с личностными факторами студента.
В первый год студенческой жизни основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. Студенту необходимо адаптироваться на новом месте, к новым порядкам, его окружает новая среда и незнакомые ему люди. Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения. Некоторым трудно попрощаться с жизнью бесшабашного школьника, трудно осознать, что детство уже закончилось. Для кого-то это тоже колоссальный стресс.
Другой причиной возникновения стресса в жизни студента может стать жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, отдаление от родителей. Сюда же можно отнести ограниченность финансов или неумение правильно распоряжаться ими.
Как известно, студенты ведут очень активный образ жизни. Основное время у студентов уходит на обучение в вузе, затем на подготовку домашнего задания, остальное время уходит на общение с друзьями и родственниками и на другие личные дела. В связи с этим еще одной причиной стресса у студентов можно назвать нерегулярное питание и недостаточное количество сна.
Среди других личностных факторов, влияющих на причины стресса у студентов можно выделить:
- болезнь или смерть членов семьи (Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс);
- конфликты с одногруппниками и близкими людьми,
- переезд,
- проблемы в отношениях со второй половинкой;
- проблемы со здоровьем (Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания).
Особое место в жизни студента занимает стресс, связанный с учёбой в высшем учебном заведении.
Учебный стресс - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента [25].
К причинам учебного стресса можно отнести:
- несданные во время и незащищенные практические, лабораторные работы;
- не выполненные или выполненные неправильно задания;
- большое количество пропусков по какому-либо предмету;
- недостаточно полные знания по дисциплине;
- плохая успеваемость по определенной дисциплине;
- слишком большая учебная нагрузка;
- отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
- возникновение конфликтых ситуаций с преподавателем;
- отсутствие учебного материала;
- неудовлетворенность полученной оценкой;
- разочарование в выбранной профессии.
К наиболее резко выраженной форме учебного стресса можно отнести экзаменационный стресс.
Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [21].
Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную системы студентов.
Ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: в виде страха перед экзаменатором либо негативной оценкой, или в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена.
Существует две причины экзаменационного стресса. Первая причина - неуверенность в своих знаниях. Она может быть истинной и ложной. Истинная причина вызвана реальными пробелами в знаниях. Здесь ситуацию может спасти качественная подготовка к экзамену. Ложная же - боязнь неизвестного. Бороться с такой неизвестностью можно, поговорив с людьми, сдавшими этот экзамен, или же с преподавателем на предмет выяснения, какие темы будут затронуты, не будет ли каверзных вопросов. Вторая причина - переоценка значимости экзамена. На такое отношение студентов к экзаменам могут влиять родители или общество [20].
Стресс, вызванный вышеперечисленными причинами может привести к серьёзным негативным последствиям и отрицательно влиять на психическое здоровье студента. Такому стрессу Ганс Селье дал название - дистресс.
Дистресс (от греч. dys - приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение) -- стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [19, с. 123].
В студенческом возрасте личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов [9].
Для снятия стресса многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».
Также к последствиям стресса можно отнести:
- Физический надлом;
- Подверженность несчастным случаям;
- Нервный срыв;
- Пониженная успеваемость;
- Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
- Головные боли от постоянного напряжения;
- Постоянное ощущение усталости;
- Потеря ориентации;
- Бессонница, потеря сна;
- Раздражительность;
- Частое ощущение подавленности;
- Постоянное ощущение перегруженности;
- Повышенный или пониженный аппетит;
- Особые индивидуальные сигналы организма справиться с проблемами;
- Нарушение социальных контактов, проблемы в общении;
- Учащённое сердцебиение, боли в сердце;
- Страх, тревога;
- Потеря уверенности, снижение самооценки;
- Расстройства половой функции;
- Апатия, депрессия.
Следовательно, можно сделать вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стресса в жизни студента. В свою очередь, стресс приводит к различным последствиям, негативно отражающимся на состоянии здоровья студентов.
Таким образом, обобщая результаты анализа теоретического материала, можно сделать следующие выводы:
· Стресс - "состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах";
· Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). Стессоустойчивость - "свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности";
· Механизмами психологической адаптации человека в условиях стресса являются копинг-стратегии. Выделяют несколько уровней обобщенности того, что делает индивид, чтобы преодолеть стресс: копинг действия, копинг-стратегии, копинг-стили, копинг-поведение;
· Учебный стресс - это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента.
- Введение
- 1. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости у студентов
- 1.1 Анализ исследований феномена стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии
- 1.2 Психологические особенности студентов как социальной группы
- 1.3 Причины и последствия стресса у студентов
- 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ
- 2.1 Описание процедуры эмпирического исследования стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ: цели, задачи, методы и методики
- 32 Стрессы и стрессоустойчивость.
- Стресс и стрессоустойчивость Понятия стресса и стрессоустойчивости
- Глава вторая Сведения об основателе и руководителе междисциплинарной научной школы «Теория рациональной повседневности (социальная эпистемология)»
- Стрессоустойчивость
- Стресс и стрессоустойчивость
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- Наличие: библиотека УлГпу