32 Стрессы и стрессоустойчивость.
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать (14,9).
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).
Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.
Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).
Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.
Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».
Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него (14,12).
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» (2, 24).
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (5, 20).
Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.
Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.
- 1Основные этапы развития психологии
- 2 Предмет психологической науки
- 3 История становления психологии как науки
- 4 Основные категории психологической науки
- 5 Основные направления западной психологии хх века и их виднейшие представители.
- 6 Методы психологической науки.
- 7 Значение вклада отечественных ученых в развитие психологии.
- 8 Основные отрасли психологии как науки.
- 9 Характеристика психики человека
- 10 Психология эпохи античности и средневековья.
- 11 Структура психологии как науки.
- 12 Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы.
- 13 Структура психики человека.
- 14 Возникновении научной психологии и ее особенности
- 15 Сущность понятия «ощущение» и его виды.
- 16 Основные направления научной психологии XIX-xXвв..
- 17 Сущность восприятия, его виды и свойства.
- 18 Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс).
- 19 Внимание, его признаки, свойства и функции.
- 20 Психология деятельности.
- История Теории деятельности
- 21 Сущность понятия «память» и ее значение в жизни человека. Виды памяти.
- 22 Приемы активизации мышления и памяти
- Приемы, активизирующие мышление
- 23 Сущность мышления как психического процесса. Виды мышления
- Виды мышления
- 24 Основные критерии типологии личности: направленность, темперамент, характер.
- 25 Соотношение понятий «интеллект» и «духовность».
- 26 Трансперсональная психология (с. Гроф и др.).
- 27 Логика и эмоции в процессе мышления.
- 28 Типы темперамента и их психологическая характеристика.
- 29 Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
- 30 Психология характера.
- 31 Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Исторический обзор бихевиоризма
- Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил д. Уотсон.
- Личность с точки зрения бихевиористского направления
- 32 Стрессы и стрессоустойчивость.
- 33 Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.
- 34 Взаимосвязь характера и темперамента.
- 35 Основные концепции личности в психологической науке.
- 36 Психические состояния и их характеристика.
- 37 Понятие « направленность личности».
- 38 Сознание как высший уровень психики.
- 39 Сущность понятия «темперамент» в современной психологии.
- 40 Понятие акцентуаций характера.
- 41 Сущность понятия «способности», виды способностей.
- 42 Эмоции и чувства.
- 43 Основные признаки воли как психического явления.
- 44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.
- 45 Сущность понятия «воображение».
- 46 Общая характеристика чувственных форм освоения действительности.
- 47 Сущность понятия «мотивация» и ее роль в поведении личности.
- 48 Потребности и мотивы.
- 49 Формирование и развитие личности.
- 50 Вклад отечественных ученых в развитие психологии.