logo
zachet_po_psikhologii 1

44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.

Эмоции и целенаправленное поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для их реализации задействованы ключевые отделы коры больших полушарий и ближайшей подкорки, определяющие, как известно, сознательное и бессознательное в психике человека. Отсюда эмоциональное благополучие и психическое здоровье могут рассматриваться как синонимы.

Связь эмоций с потребностями и их роль в формировании личности.

Личность - это понятие чрезвычайно сложное. Каждый человек обладает уникальной, присущей только ему комбинацией черт, т.е. каждый из нас - неповторимая личность. Понятие «личность» включает мысли и чувства, систему ценностей, отношение к людям и ситуациям. Ранее считалось, что личность формируется в раннем детстве, что

после первых пяти лет развития человек действует по тем схемам, которые были запрограммированы им раньше. В настоящее время установлено, что развитие личности рассматривается как процесс, длящийся в течение всей жизни. Человек сохраняет способность извлекать уроки из приобретенного опыта, учиться и меняться все время пока живет. Особенно интенсивное формирование личности осуществляется в юношеский период (период студенчества), когда завершается физическое и половое созревание и наступает период активной социализации. В формировании личности эмоции занимают ведущее положение. Эмоции имеют врожденные предпосылки, но формируются под влиянием конкретной социальной среды, в процессе постепенного, последовательного удовлетворения потребностей, начиная с низшего уровня и кончая высшим.

Движущей силой человеческих поступков является желание (мотивация) удовлетворить свои потребности. В каждый данный момент времени неудовлетворенная доминирующая (главная) потребность рассматривается как наиболее мощный стимул, т.к. она вызывает отрицательные эмоции, сигнализирующие о неблагополучии организма. Однако человеку присуще множество

потребностей различного «ранга», которые находятся в определенной иерархической взаимосвязи. В этой иерархии имеются низшие и высшие потребности. Человек в течение одного дня может перемещаться по иерархии потребностей вверх и вниз, но он будет стремиться больше энергии сконцентрировать на каких-то определенных уровнях. Развитие человеческой личности может остановиться на любом уровне. Так, многие люди на протяжении всей жизни сражаются за удовлетворение самых примитивных потребностей и это будет характеризовать уровень развития его личностных качеств.

Мотивация – это целенаправленная «опредмеченная» потребность.