44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.
Эмоции и целенаправленное поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для их реализации задействованы ключевые отделы коры больших полушарий и ближайшей подкорки, определяющие, как известно, сознательное и бессознательное в психике человека. Отсюда эмоциональное благополучие и психическое здоровье могут рассматриваться как синонимы. Связь эмоций с потребностями и их роль в формировании личности. Личность - это понятие чрезвычайно сложное. Каждый человек обладает уникальной, присущей только ему комбинацией черт, т.е. каждый из нас - неповторимая личность. Понятие «личность» включает мысли и чувства, систему ценностей, отношение к людям и ситуациям. Ранее считалось, что личность формируется в раннем детстве, что после первых пяти лет развития человек действует по тем схемам, которые были запрограммированы им раньше. В настоящее время установлено, что развитие личности рассматривается как процесс, длящийся в течение всей жизни. Человек сохраняет способность извлекать уроки из приобретенного опыта, учиться и меняться все время пока живет. Особенно интенсивное формирование личности осуществляется в юношеский период (период студенчества), когда завершается физическое и половое созревание и наступает период активной социализации. В формировании личности эмоции занимают ведущее положение. Эмоции имеют врожденные предпосылки, но формируются под влиянием конкретной социальной среды, в процессе постепенного, последовательного удовлетворения потребностей, начиная с низшего уровня и кончая высшим. Движущей силой человеческих поступков является желание (мотивация) удовлетворить свои потребности. В каждый данный момент времени неудовлетворенная доминирующая (главная) потребность рассматривается как наиболее мощный стимул, т.к. она вызывает отрицательные эмоции, сигнализирующие о неблагополучии организма. Однако человеку присуще множество потребностей различного «ранга», которые находятся в определенной иерархической взаимосвязи. В этой иерархии имеются низшие и высшие потребности. Человек в течение одного дня может перемещаться по иерархии потребностей вверх и вниз, но он будет стремиться больше энергии сконцентрировать на каких-то определенных уровнях. Развитие человеческой личности может остановиться на любом уровне. Так, многие люди на протяжении всей жизни сражаются за удовлетворение самых примитивных потребностей и это будет характеризовать уровень развития его личностных качеств. Мотивация – это целенаправленная «опредмеченная» потребность. |
- 1Основные этапы развития психологии
- 2 Предмет психологической науки
- 3 История становления психологии как науки
- 4 Основные категории психологической науки
- 5 Основные направления западной психологии хх века и их виднейшие представители.
- 6 Методы психологической науки.
- 7 Значение вклада отечественных ученых в развитие психологии.
- 8 Основные отрасли психологии как науки.
- 9 Характеристика психики человека
- 10 Психология эпохи античности и средневековья.
- 11 Структура психологии как науки.
- 12 Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы.
- 13 Структура психики человека.
- 14 Возникновении научной психологии и ее особенности
- 15 Сущность понятия «ощущение» и его виды.
- 16 Основные направления научной психологии XIX-xXвв..
- 17 Сущность восприятия, его виды и свойства.
- 18 Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс).
- 19 Внимание, его признаки, свойства и функции.
- 20 Психология деятельности.
- История Теории деятельности
- 21 Сущность понятия «память» и ее значение в жизни человека. Виды памяти.
- 22 Приемы активизации мышления и памяти
- Приемы, активизирующие мышление
- 23 Сущность мышления как психического процесса. Виды мышления
- Виды мышления
- 24 Основные критерии типологии личности: направленность, темперамент, характер.
- 25 Соотношение понятий «интеллект» и «духовность».
- 26 Трансперсональная психология (с. Гроф и др.).
- 27 Логика и эмоции в процессе мышления.
- 28 Типы темперамента и их психологическая характеристика.
- 29 Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
- 30 Психология характера.
- 31 Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Исторический обзор бихевиоризма
- Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил д. Уотсон.
- Личность с точки зрения бихевиористского направления
- 32 Стрессы и стрессоустойчивость.
- 33 Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.
- 34 Взаимосвязь характера и темперамента.
- 35 Основные концепции личности в психологической науке.
- 36 Психические состояния и их характеристика.
- 37 Понятие « направленность личности».
- 38 Сознание как высший уровень психики.
- 39 Сущность понятия «темперамент» в современной психологии.
- 40 Понятие акцентуаций характера.
- 41 Сущность понятия «способности», виды способностей.
- 42 Эмоции и чувства.
- 43 Основные признаки воли как психического явления.
- 44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.
- 45 Сущность понятия «воображение».
- 46 Общая характеристика чувственных форм освоения действительности.
- 47 Сущность понятия «мотивация» и ее роль в поведении личности.
- 48 Потребности и мотивы.
- 49 Формирование и развитие личности.
- 50 Вклад отечественных ученых в развитие психологии.