29 Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
Ключевыми для психоаналитической теории личности являются две понятийные структурные схемы. Первая связана с уровнями сознания – бессознательное, предсознательное и сознательное. Вторая имеет отношение к различным аспектам функционирования человека, выраженным в понятиях Оно, или ид (Id), или Эго (Ego), и Сверх-Я, или супер-эго (Super-Ego) и направляемым, соответственно влечениями, ориентацией на реальность и ориентацией на моральные ценности. Многие психологи считают, что на человека могут воздействовать стимулы, которые им не осознаются.
В теории психоанализа человек рассматривается как энергетическая система, а источник энергии помещается в инстинктах жизни и смерти или в сексуальных и агрессивных инстинктах.
Центральными для описания динамики психологического функционирования являются понятия тревоги и защитных механизмов, Тревога является болезненным переживанием, которое действует как сигнал-предупреждение о надвигающейся опасности. Защитные механизмы представляют собой способы искажения реальности и удаления чувств из сознания, чтобы человек не ощущал тревогу. Здесь очень важно вытеснение, при котором чувства или мысли удаляются из сознания.
Согласно психоаналитической теории человек проходит через определенные стадии развития. Развитие влечений связано с изменением чувствительности различных частей тела (эрогенных зон) и выражается в понятиях оральной, анальной и фаллической стадий. На последней стадии формируется эдипов комплекс, являющийся важным психологическим феноменом в развитии человека.
Психоанализ подчеркивает важную роль раннего опыта, особенно в первые пять лет жизни, для последующего развития личности. Степень влияния событий, происходивших в прошлом, зависит от их интенсивности, а также от того, закрепляют ли последующие события то, что уже сформировалось к этому времени, или резко меняют направление развития личности.
Каждая из описанных теорий личности претендует на оригинальность и если критикует другие, то все равно остается в рамках психодинамических (психоаналитических) теорий личности, и на наш взгляд, не отвергает другие, наоборот, дополняет и расширяет сферы применения психоанализа на практике. По нашему мнению, здесь действует принцип перебора теоретических подходов, исключения не подходящих для конкретной личности, подбора той концепции, которая принесет максимальную пользу для личности. Возможен и принцип дополнительности, когда на практике используется не один, а два-три, а то и несколько описанных теоретических подходов для решения психосоматических проблем личности (принцип мозаики). Важно учитывать, что в основе взаимодействия психотерапевт-клиент первичен именно клиент, а метод (методы) вторичны. В основе такого взаимодействия главный субъект – это личность и для этой личности идет подбор необходимых теоретических концепций с широким спектром терапевтического применения.
- 1Основные этапы развития психологии
- 2 Предмет психологической науки
- 3 История становления психологии как науки
- 4 Основные категории психологической науки
- 5 Основные направления западной психологии хх века и их виднейшие представители.
- 6 Методы психологической науки.
- 7 Значение вклада отечественных ученых в развитие психологии.
- 8 Основные отрасли психологии как науки.
- 9 Характеристика психики человека
- 10 Психология эпохи античности и средневековья.
- 11 Структура психологии как науки.
- 12 Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы.
- 13 Структура психики человека.
- 14 Возникновении научной психологии и ее особенности
- 15 Сущность понятия «ощущение» и его виды.
- 16 Основные направления научной психологии XIX-xXвв..
- 17 Сущность восприятия, его виды и свойства.
- 18 Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс).
- 19 Внимание, его признаки, свойства и функции.
- 20 Психология деятельности.
- История Теории деятельности
- 21 Сущность понятия «память» и ее значение в жизни человека. Виды памяти.
- 22 Приемы активизации мышления и памяти
- Приемы, активизирующие мышление
- 23 Сущность мышления как психического процесса. Виды мышления
- Виды мышления
- 24 Основные критерии типологии личности: направленность, темперамент, характер.
- 25 Соотношение понятий «интеллект» и «духовность».
- 26 Трансперсональная психология (с. Гроф и др.).
- 27 Логика и эмоции в процессе мышления.
- 28 Типы темперамента и их психологическая характеристика.
- 29 Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
- 30 Психология характера.
- 31 Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Исторический обзор бихевиоризма
- Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил д. Уотсон.
- Личность с точки зрения бихевиористского направления
- 32 Стрессы и стрессоустойчивость.
- 33 Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.
- 34 Взаимосвязь характера и темперамента.
- 35 Основные концепции личности в психологической науке.
- 36 Психические состояния и их характеристика.
- 37 Понятие « направленность личности».
- 38 Сознание как высший уровень психики.
- 39 Сущность понятия «темперамент» в современной психологии.
- 40 Понятие акцентуаций характера.
- 41 Сущность понятия «способности», виды способностей.
- 42 Эмоции и чувства.
- 43 Основные признаки воли как психического явления.
- 44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.
- 45 Сущность понятия «воображение».
- 46 Общая характеристика чувственных форм освоения действительности.
- 47 Сущность понятия «мотивация» и ее роль в поведении личности.
- 48 Потребности и мотивы.
- 49 Формирование и развитие личности.
- 50 Вклад отечественных ученых в развитие психологии.