5 Основные направления западной психологии хх века и их виднейшие представители.
В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии - трансперсональная психология.
Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от провозглашенного им понимания психологии - поведения (от англ. behavior - поведение).
Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.
Субъективный метод внутреннего самонаблюдения соответственно должно быть заменен объективными методами внешнего наблюдения за поведением. Направленность исследований психической деятельности США была обусловлена запросами со стороны экономики, а в дальнейшем - со стороны средств массовых коммуникаций.
Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.
Первоначальная схема Дж. Уотсона была усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез когнитивной карты мира и многое другое. Но общий подход бихевиоризма к человеку как к животному, отличающемуся словесным поведением, остался неизменным.
Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный З. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую культуру общие понятия «психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и многое другое.
Заслуга З. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из двух частей - сознательной, бессознательной и поменял их местами: бессознательное стало центральным компонентом психики, над которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.
Теоретической модели психики, разработанной применительно к психике больных индивидуумов с невротическими реакциями, был придан статус общетеоретической модели, объясняющей функционирование психики вообще.
Гуманистическая психология в лице А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), В. Франкла (р. 1905) и других поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.
Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.
Наряду с гуманистическим направлением в психологии неудовлетворенность попытками построить психологию на мировоззренческой базе естественно-научного материализма высказывает и трансперсональная психология, которая провозглашает необходимость перехода к новой парадигме мышления.
Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961). Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.
Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи по своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологи.
С. Гроф считает, что любой подход к миру отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы - с телесным «Я» и хилотропным (то есть связанным с материальной структурой мозга) сознанием.
Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всеми человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.
- 1Основные этапы развития психологии
- 2 Предмет психологической науки
- 3 История становления психологии как науки
- 4 Основные категории психологической науки
- 5 Основные направления западной психологии хх века и их виднейшие представители.
- 6 Методы психологической науки.
- 7 Значение вклада отечественных ученых в развитие психологии.
- 8 Основные отрасли психологии как науки.
- 9 Характеристика психики человека
- 10 Психология эпохи античности и средневековья.
- 11 Структура психологии как науки.
- 12 Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы.
- 13 Структура психики человека.
- 14 Возникновении научной психологии и ее особенности
- 15 Сущность понятия «ощущение» и его виды.
- 16 Основные направления научной психологии XIX-xXвв..
- 17 Сущность восприятия, его виды и свойства.
- 18 Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс).
- 19 Внимание, его признаки, свойства и функции.
- 20 Психология деятельности.
- История Теории деятельности
- 21 Сущность понятия «память» и ее значение в жизни человека. Виды памяти.
- 22 Приемы активизации мышления и памяти
- Приемы, активизирующие мышление
- 23 Сущность мышления как психического процесса. Виды мышления
- Виды мышления
- 24 Основные критерии типологии личности: направленность, темперамент, характер.
- 25 Соотношение понятий «интеллект» и «духовность».
- 26 Трансперсональная психология (с. Гроф и др.).
- 27 Логика и эмоции в процессе мышления.
- 28 Типы темперамента и их психологическая характеристика.
- 29 Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
- 30 Психология характера.
- 31 Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Исторический обзор бихевиоризма
- Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил д. Уотсон.
- Личность с точки зрения бихевиористского направления
- 32 Стрессы и стрессоустойчивость.
- 33 Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.
- 34 Взаимосвязь характера и темперамента.
- 35 Основные концепции личности в психологической науке.
- 36 Психические состояния и их характеристика.
- 37 Понятие « направленность личности».
- 38 Сознание как высший уровень психики.
- 39 Сущность понятия «темперамент» в современной психологии.
- 40 Понятие акцентуаций характера.
- 41 Сущность понятия «способности», виды способностей.
- 42 Эмоции и чувства.
- 43 Основные признаки воли как психического явления.
- 44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.
- 45 Сущность понятия «воображение».
- 46 Общая характеристика чувственных форм освоения действительности.
- 47 Сущность понятия «мотивация» и ее роль в поведении личности.
- 48 Потребности и мотивы.
- 49 Формирование и развитие личности.
- 50 Вклад отечественных ученых в развитие психологии.