27 Логика и эмоции в процессе мышления.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.
Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.
Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.
- 1Основные этапы развития психологии
- 2 Предмет психологической науки
- 3 История становления психологии как науки
- 4 Основные категории психологической науки
- 5 Основные направления западной психологии хх века и их виднейшие представители.
- 6 Методы психологической науки.
- 7 Значение вклада отечественных ученых в развитие психологии.
- 8 Основные отрасли психологии как науки.
- 9 Характеристика психики человека
- 10 Психология эпохи античности и средневековья.
- 11 Структура психологии как науки.
- 12 Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы.
- 13 Структура психики человека.
- 14 Возникновении научной психологии и ее особенности
- 15 Сущность понятия «ощущение» и его виды.
- 16 Основные направления научной психологии XIX-xXвв..
- 17 Сущность восприятия, его виды и свойства.
- 18 Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс).
- 19 Внимание, его признаки, свойства и функции.
- 20 Психология деятельности.
- История Теории деятельности
- 21 Сущность понятия «память» и ее значение в жизни человека. Виды памяти.
- 22 Приемы активизации мышления и памяти
- Приемы, активизирующие мышление
- 23 Сущность мышления как психического процесса. Виды мышления
- Виды мышления
- 24 Основные критерии типологии личности: направленность, темперамент, характер.
- 25 Соотношение понятий «интеллект» и «духовность».
- 26 Трансперсональная психология (с. Гроф и др.).
- 27 Логика и эмоции в процессе мышления.
- 28 Типы темперамента и их психологическая характеристика.
- 29 Характеристика понятия «личность» в психоанализе.
- 30 Психология характера.
- 31 Характеристика понятия «личность» в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Исторический обзор бихевиоризма
- Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», - объявил д. Уотсон.
- Личность с точки зрения бихевиористского направления
- 32 Стрессы и стрессоустойчивость.
- 33 Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.
- 34 Взаимосвязь характера и темперамента.
- 35 Основные концепции личности в психологической науке.
- 36 Психические состояния и их характеристика.
- 37 Понятие « направленность личности».
- 38 Сознание как высший уровень психики.
- 39 Сущность понятия «темперамент» в современной психологии.
- 40 Понятие акцентуаций характера.
- 41 Сущность понятия «способности», виды способностей.
- 42 Эмоции и чувства.
- 43 Основные признаки воли как психического явления.
- 44 Сущность эмоций и их связь с потребностями.
- 45 Сущность понятия «воображение».
- 46 Общая характеристика чувственных форм освоения действительности.
- 47 Сущность понятия «мотивация» и ее роль в поведении личности.
- 48 Потребности и мотивы.
- 49 Формирование и развитие личности.
- 50 Вклад отечественных ученых в развитие психологии.