2.2 Результаты экспериментального исследования влияния психологической совместимости молодых супругов на удовлетворенность браком
Мы провели исследование по всем четырем методикам. (Результаты исследования представлены в приложении 1).
По итогам диагностики выявлены следующие данные:
Из диаграммы 1 видно, что при исследовании особенностей общения и взаимоотношений в семье по методике «Общение в семье», у большинства наших испытуемых нет доверительного общения (70 %). У половины испытуемых (45 %) возникают трудности в общении и различие во взглядах супругов, треть наших испытуемых отмечает слабое взаимопонимание между супругами (30 %), в пятой части семей нет психотерапевтичности общения (10 %) и общих символов семьи (10 %).
Диаграмма 1. Результаты исследования особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре по методике "Общение в семье"
При исследовании конфликтов в семье по методике «характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» самой распространенной проблемой конфликтов является проблема отношений с родственниками и друзьями. Эту проблему отмечают все наши испытуемые (100 %). На втором месте стоит проблема доминирования одного из супругов (90 %) и проблема стремления к автономии (85 %). Более половины испытуемых отмечают такие проблемы как нарушение ролевых ожиданий (60 %), проявление ревности (60 %) и рассогласование норм поведения (55 %). Чуть меньше споров вызывают вопросы расхождений в отношении к деньгам и связанные с воспитанием детей (См. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Исследование конфликтов в семье по методике «характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
При исследовании эмоционального и морально-психологического состояния человека, находящегося в браке, большинство респондентов отмечают удовлетворенность своим браком. 40 % семей отмечают значительную удовлетворенность браком, 25 % практически полностью удовлетворены семейными отношениями. 15 % испытуемых считают, что испытывают скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность браком, и столько же семей отметили значительную неудовлетворенность браком. Испытывают скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность 10 % респондентов.
Таким образом, большинство семей довольны своим браком. (См. диагр. 3).
Диаграмма 3. Исследование эмоционального и морально-психологического состояния человека, находящегося в браке
В диаграмме 4 показаны результаты исследования уровня совместимости в семье.
Диаграмма 4. Результаты исследования уровня совместимости супругов в семье по методике «Совместимость с брачным партнером»
Итак, из диаграммы № 4 видно, что большинство наших испытуемых отмечают высокий уровень совместимости. Относительно высокий – 30 %, очень высокий уровень – 30 %.
Четверть испытуемых считают, что уровень совместимости в их семьях неопределенный (25 %), И только 3 % считают, что в их семье уровень совместимости низкий.
Таким образом, не смотря на конфликты и отсутствие взаимопонимания, большинство наших респондентов удовлетворено своим браком, и отмечает высокий уровень совместимости в своих семьях.
По итогам диагностики, нам стало известно, что в супружеских парах №№ 4, 6 и 14 низкий уровень совместимости, а в парах №№ 4, 6 и 13 – значительная неудовлетворенность супружескими отношениями. Нами была проведена психокоррекционная работа с этими супружескими парами (Приложение 2). Семьи, под руководством психолога выполняли упражнения, а так же готовили домашнее задание. Через месяц занятий, которые проводились три раза в неделю, мы провели контрольную диагностику (Приложение 3). Сравнив результаты, мы увидели изменения, которые отражены в диаграммах 5 и 6.
Диаграмма 5. Сравнительная диагностика совместимости брачных партнеров по методике «Совместимость с брачным партнером»
Диаграмма 6. Сравнительная диагностика супружеских отношений по методике «Удовлетворенность браком»
Итак, мы видим следующие изменения: в парах №№ 4, 6, 14 вместо низкого уровня удовлетворенности браком по методике «Удовлетворенность браком» отмечается неопределенный уровень. В парах №№ 4 и 13 вместо значительной неудовлетворенности отмечается частичная удовлетворенность, а в паре № 6 отмечается скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность (методика «Удовлетворенность браком»). Эти данные говорят об улучшении эмоционального и морально-психологического состояния брачных партнеров, и, как следствие, о большей удовлетворенности браком.
Таким образом, проведенная нами психокоррекционная работа оказалась эффективной. А так же нам удалось выяснить, что удовлетворенность браком зависит от эмоционального и морально-психологического состояния брачных партнеров.
Заключение
Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, а реальным побудительным мотивом является другое.
Психологическая несовместимость вытекает из нежелания понять супруга и объективно оценить собственное поведение. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой и страхом самораскрытия. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле — благополучной.
Итак, совместимость значит не простое сходство, а взаимопонимание в большинстве областей жизни. Семейная совместимость включает в себя способность членов семьи согласовывать свои действия, оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности.
Таким образом, непосредственными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы в супружеском микроклимате. Гармония с точки зрения личных параметров определяется несколькими основными элементами. Это, во-первых, и эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности партнеров друг к другу, во-вторых, общий культурный уровень супругов, степень их психической и социальной зрелости, в-третьих, сексуальная совместимость партнеров. При отсутствии какой-нибудь из этих предпосылок не происходит оптимальной адаптации, и гармония логически нарушается.
Таким образом, изучение супружеских ролей не должно ограничиваться только лишь социологическими ролями, важно также изучать психологические роли. http://bessie.front.ru/page5.html
По мнению многих авторов, степень устойчивости, стабильности характеризуется уровнем конфликтности и сплоченности.
Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевает или открыто признает большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи.
Анализируя функции семьи, основные роли, наиболее конфликтные сферы, а также семейные мифы, мы выделили наиболее важные аспекты супружества. Чаще всего авторами упоминаются: общение, секс, ролевая сфера, дети, досуг, совместность/раздельность деятельности, нравственные отношения (в том числе, отношение к миру) и, в меньшей степени, распределение бюджета.
Участники семейных конфликтов часто не способны адекватно осознавать свои цели, часто они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. Психологическая уязвимость полностью зависит оттого, насколько человек смог осознать в себе недостатки, которые его тревожат, но в которых так трудно себе признаться.
При всей мозаичности проблем и широты исследований факторов стабильности брака, мы пришли к выводу, что совместимость не статическое явление, а скорее — динамическое, порождаемое свойствами человеческой психики. Изучение постоянства-изменчивости человека всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем.
Для успешной адаптации молодых супругов особое значение имеет качественная и своевременная подготовка их к семейной жизни. Большое препятствие в достижении гармонии семейных отношений — половая неграмотность. Кроме того, будущие супруги должны быть педагогически подготовлены, иметь представление о том, как воспитывать детей.
Итак, по итогам экспериментального исследования, у большинства наших испытуемых нет доверительного общения в семье, у половины испытуемых возникают трудности в общении и различие во взглядах супругов, а у трети испытуемых отмечается слабое взаимопонимание между супругами. Самой распространенной проблемой конфликтов является проблема отношений с родственниками и друзьями. Более половины испытуемых отмечают такие проблемы как нарушение ролевых ожиданий, проявление ревности и рассогласование норм поведения. Однако, не смотря на конфликты и отсутствие взаимопонимания, большинство наших респондентов удовлетворено своим браком, и отмечает высокий уровень совместимости в своих семьях. Так же мы выяснили, что удовлетворенность браком зависит от эмоционального и морально-психологического состояния брачных партнеров.
Таким образом, наша гипотеза о том, что удовлетворенность браком, общение и конфликты в семье зависят от психологической совместимости супругов, находит лишь частичное подтверждение. Действительно, удовлетворенность браком зависит от психологической совместимости супругов, не смотря на конфликты и отсутствие взаимопонимания.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М., 2003.-175 с.
2. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995.-250 с.
3. Алешина Ю.Е. Гозман Л.Я. Дубовская Е.М, Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по социальной психологии. Изд-во Московского Университета. 2002 – 120с.
4. Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: автореф. дисс. канд.психол.наук.-М., 1992.-24 с.
5. Ачгильдиева Е. Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака: Автореф.дис. канд.экон.наук.-М., 1982.-18 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2001 – 286с.
7. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости \\ Дисс.... канд. психол. наук. – СПб. 2001.-236 с.
8. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 2004 – 258с.
9. Волкова А.Н., Штилъбанс В.И. На пороге семьи. — СПб. 2003 – 263с.
10. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - СПб., 2004.-325 с.
11. Гозман Л.Я. Психология семьи. М.: 2005 – 374с.
12. Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе. Влияние добрачных факторов и особенностей ролевого взаимодействия на успешность брака: Автореф.дисс. канд.филос.наук.-М., 1983.-20с.
13. Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи\\Социологические исследования.-1982.-№2.-С.88-93.
14. Дмитриенко А. К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Автореф. на соиск. уч. степ. канд.психол.наук.-Киев.,1989.-21 с.
15. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально -психологического климата семьи ( на примере рабочих-металлургов ): Дисс. канд. психол. наук. - Новокузнецк, 1992.-228 с.
16. Иванова ЛМ. Судьба молодой семьи. Эксмо-пресс. М., 2003 – 378с.
17. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 2005 – 366с.
18. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 2004 – 368с.
19. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 2002 – 636с.
20. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. — СПб., 2002. – 368с.
21. Куприянник Л. Психология любви. — М., 2001. – 266с.
22. Кириллова М.А. О некоторых проблемах брака и семьи в современной американской социологии // Социальные исследования. - М., 1970. - Вып.4.
23. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. - Минск, 2000 – 238с.
24. Кроник А. А., Кроник Е. А. - В главных ролях: вы, мы, он, ты, я.
25. Психология значимых отношений. М., 2003.-356 с.
26. Максимов В. В. - Семейная книга. Спб., 2001.-106 с.
27. Майерс Д Семейная психология. М.: 2004 – 475с.
28. Навайтис Г.А. Муж, жена и... психолог. — М., 2003 – 486с.
29. Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами. В сб.:Семья и формирование личности./Под ред.А.А.Бодалева,М.:НИИ ОПП АПН СССР., 1981.-С.45-59.
30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений //
31. Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151.
32. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подходах исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 98-101.
33. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – СПб .: Олма-Пресс, - 2002 -252с
34. Орлов Ю., Гильд С., Хрусталев С. Семья глазами психолога. М: 2002 – 263с.
35. Проблемы семьи. Тарту: Тартусский государственный университет.,2000-310с.
36. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. — М., 2005. – 354с.
37. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч псс. Для вузов. Под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Изд-во Центр «Академия», 2002 – 192с.
38. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Уч пос для вузов. Самара. Изд. Дом «БАХРАХ-М»: 2002 – 752с.
39. Робер МЛ., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: 2001 -278с
40. Соц-демографические исследования семьи. Нева-Пресс. СПб. 2000 – 352с.
41. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс, 1997.-164 с.
42. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 2001.-210 с.
43. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.г 2004 – 384с..
44. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. — М., 2006 – 386с.
45. Файнбург З. И. К вопросу об этической мотивации брака.- М. Наука, 2000.- 264с.
46. Федотова Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на на развитие супружеских отношений. СПб.:Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы). Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно.-М., 1981.-С.100-101.
47. Харчев А.Г., Голод С.И. Молодежь и брак / Человек и общество.-СПб, 1999. – 168с.
48. Шапиро Б.Ю. От знакомства — к браку. — М., 2004. – 247с.
49. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, уч. Пос. для вузов, М.: Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2006 – 768с.
50. Шмелев A.С. Острые углы семейного круга. М., 2005 – 364с..
51. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1999.-248с.
52. Эйдемиллер Г. , Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 2002.- 652 с.
Приложение 1.
Результаты исследования особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре по методике "Общение в семье"
№ пары | Нет доверительного общения | Слабое взаимопонимание между супругами | Различие во взглядах супругов | Нет общих символов семьи | Трудности в общении между супругами | Нет психотерапевтичности общения |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 | + | + | + |
| + |
|
5 | + | + | + |
| + |
|
6 | + |
| + |
| + |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 | + |
|
|
| + |
|
9 | + |
| + | + |
|
|
10 | + |
|
|
|
|
|
11 | + | + | + |
|
|
|
12 | + | + | + |
| + | + |
13 | + |
|
|
|
|
|
14 |
| + |
|
|
|
|
15 | + |
| + |
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 | + |
| + | + |
|
|
18 | + | + |
|
|
| + |
19 | + |
|
|
|
|
|
20 | + |
| + |
|
|
|
итог | 14 пар | 6 пар | 9 пар | 2 пары | 9 пары | 2 пары |
70 % | 30 % | 45 % | 10 % | 45 % | 10 % |
Результаты изучения конфликтов в семье по методике «Характер взаимодействия супругов»
№ пары | Проблемы в отношениях с родственниками | Вопросы связанные с воспитанием детей | Проявление стремления к автономности | Нарушение ролевых ожиданий | Рассогласования в нормах поведения. | Проявление доминирования одним из супругов | Проявление ревности | Расхождения в отношениях к деньгам. |
1 | + |
| + | + | + | + | + |
|
2 | + | + | + | + |
| + |
| + |
3 | + |
| + | + | + | + | + |
|
4 | + | + |
| + |
| + | + |
|
5 | + | + | + |
| + | + | + | + |
6 | + |
| + |
| + | + | + |
|
7 | + |
| + |
|
| + |
| + |
8 | + |
| + | + | + | + |
| + |
9 | + |
|
|
|
| + |
|
|
10 | + | + | + | + | + | + | + | + |
11 | + |
| + | + | + | + | + |
|
12 | + | + | + |
|
|
| + | + |
13 | + |
| + | + |
| + |
|
|
14 | + |
| + |
| + | + |
| + |
15 | + |
| + |
|
| + | + |
|
16 | + |
| + | + | + | + |
| + |
17 | + |
| + |
| + | + | + |
|
18 | + |
| + | + | + |
| + |
|
19 | + |
| + | + | + | + | + | + |
20 | + |
| + | + |
| + |
|
|
итог | 20 пар | 5 пар | 17 пар | 12 пар | 11 пар | 18 пар | 12 пар | 9 пар |
100 % | 40 % | 85%. | 60 % | 55 % | 90 % | 60 % | 45 % |
Результаты исследования взаимоотношений супругов по методике «Удовлетворенность браком»
№ пары | Полная неудовлетворенность браком | Значительная неудовлетворенность браком | Скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность | Частичная удовлетворенность браком | Скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность | Значительная удовлетворенность браком | Практически полная удовлетворенность браком |
1 |
|
|
|
|
|
| + |
2 |
|
|
|
|
|
| + |
3 |
|
|
|
|
| + |
|
4 |
| + |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
| + |
|
|
6 |
| + |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
| + |
8 |
|
|
|
|
| + |
|
9 |
|
|
|
|
| + |
|
10 |
|
|
|
|
| + |
|
11 |
|
|
|
|
| + |
|
12 |
|
|
|
| + |
|
|
13 |
| + |
|
|
|
|
|
14 |
|
| + |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
| + | + |
16 |
|
|
|
| + |
|
|
17 |
|
|
|
|
| + |
|
18 |
|
| + |
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
| + |
20 |
|
|
|
|
| + |
|
итог | 0 | 3 пары | 2 пары | 0 | 3 пары | 8 пар | 5 пар |
0 | 15 % | 10 % | 0 | 15 % | 40 % | 25 % |
Результаты исследования взаимоотношений супругов по методике «Совместимость с брачным партнером»
№ пары | Низкий уровень совместимости | Неопределенный уровень совместимости | Относительно высокий уровень совместимости | Очень высокий уровень совместимости |
1 |
|
|
| + |
2 |
|
| + |
|
3 |
|
|
| + |
4 | + |
|
|
|
5 |
| + |
|
|
6 | + |
|
|
|
7 |
|
|
| + |
8 |
|
|
| + |
9 |
|
| + |
|
10 |
|
| + |
|
11 |
| + |
|
|
12 |
| + |
|
|
13 |
|
| + |
|
14 | + |
|
|
|
15 |
|
|
| + |
16 |
|
| + |
|
17 |
| + | + |
|
18 |
|
|
| + |
19 |
|
|
| + |
20 |
| + |
|
|
итог | 3 пары | 5 пар | 6 пар | 7 пар |
15 % | 25 % | 30 % | 35 % |
Приложение 2
УПРАЖНЕНИЯ ПРОЩЕНИЯ
Прощение состоит из двух этапов:
1.Прощение кого-то, к кому мы испытываем злость.
2.Прощение себе чувства вины за так называемые неверные отношения к окружающим.
Когда мы позволим всем нашим обидам покинуть нас, мы получим настоящее и вечное Спокойствие.
Составьте список всех людей вашей жизни, с которыми вы не живете в одной комнате, даже малейшая обида — это признак ненависти, требующей лечения. Список может включать родителей, мачеху, отчима, дедушек, бабушек, супруга, супругу, любовников, детей, учителей, врачей и т. п. Живы они или мертвы, акт прощения не только освобождает нас от тяжести злости к ним, но также влияет на их существование, кем бы они ни были и где бы ни находились.
Выберите одного человека из вашего списка, на которого вы злитесь больше всего, и которому вам труднее всего будет сказать — «я люблю тебя». Представьте себе его лицо и поведение, которое, как вы считаете, ранило вас. Теперь, если это возможно, вспомните что-нибудь хорошее, что этот человек сделал для вас. Обратите внимание на то, что его действия не были направлены против вас, а были лишь просьбой о помощи. Теперь мысленно скажите этому человеку что-нибудь такое: «Я хочу избавиться от злости к тебе и освободить тебя и себя от этих старых негативных мыслей и чувств. Я хочу, чтобы ты знал: я чистосердечно прощаю тебе все, что ты сделал или не сделал и то, что я оценил как плохое. Из-за моего страха и злости я обвинял тебя в том, что случилось. Теперь я прощаю тебя и освобождаю тебя от всех моих воображаемых обид. Я позволяю уйти всем ситуациям, в которых я вел себя как обиженный, веря в то, что это все твоя вина. Теперь я понимаю, что никто не в состоянии обидеть меня, и все свои обиды я создал сам и их цель была наказать себя. Я принял решение чувствовать к тебе лишь любовь, когда я тебя увижу или подумаю о тебе. Я люблю тебя и желаю тебе всего наилучшего в жизни: счастья, здоровья, удачи и спокойствия. Я прощаю тебя полностью и забываю каждую мысль, которая когда-то отделяла нас от взаимной любви».
Я работаю теперь над аффирмацией прощения: «Прощаю (имя) за (причина злости)». Будьте готовы к чудесам, поскольку прощение — это великий оздоровитель.
Беспокойство и тревога
Беспокойство приводит к напряжению и вполне заслуживает того, чтобы ему посвятить отдельную главу книги. Несчастье уже само по себе неприятно, но беспокойство по поводу его последствий еще больше усугубляет положение. Хуже того, мы часто начинаем тревожиться о том, что могло бы произойти, но не происходит на самом деле. Мы заранее чувствуем себя плохо без всяких видимых причин. Эта ситуация может быть просто плодом нашего воображения, но вызываемый ею стресс достаточно реален. Беспокойство может разогнать сон и привести к болям в пояснице и таким желудочно-кишечным проблемам, как метеоризм и колит. И даже тогда, когда проблема оказывается реальной, беспокойство ничем не может помочь ее разрешению. Мы способны беспокоиться по любому поводу. Ведь существует неисчислимое количество вариантов, и события могут пойти не так, как нам хотелось бы. Чем больше у вас таких вариантов, тем больше и поводов для беспокойства. Мы беспокоимся о самих себе, о своих любимых и близких и особенно о детях. Если этого недостаточно, можно начать беспокоиться по поводу работы или каких-нибудь глобальных проблем: перенаселенность, общее потепление климата на Земле и увеличение дыр в озоновом слое. Беспокойству интересны ужасные сценарии будущего. Противоположностью является надежда — стремление к хорошему и прекрасному будущему.
Как только вы узнаете структуру, вы сможете изменить ее.
СТРУКТУРА БЕСПОКОЙСТВА
У беспокойства есть несколько характерных особенностей:
Много рассуждений — и ни одного действия. Беспокойство сдерживает действия.
Беспокойство ставит вас в положение либо полной ответственности, либо абсолютной беспомощности. Причина и следствие подобны противоположным концам детских качелей. Один тип беспокойства перетягивает вас полностью на причинный конец. Вы можете думать, что вы полностью отвечаете за все, что произойдет, что все зависит от ваших действий, и когда что-то идет не так, то обвинять следует себя. Второй тип беспокойства равным образом неприятен. Только теперь вы на другом конце качелей под названием «следствие», во власти событий, которые, метафорически говоря, подбрасывают вас вверх. Вы можете решить, что вы полностью во власти событий. Это сильное упрощение. Реальный мир намного сложнее. Мы можем влиять на события, но не в состоянии управлять ими в полной мере, так же как и они нами.
Беспокойство не направлено на достижение результата, оно отталкивает нас от нежелательных событий. Чтобы избежать их, вам необходимо представить себе нежелательные последствия. Поэтому вы представляете себе, как все, что может пойти не так, на самом деле пойдет не так, да еще и с разными неприятными деталями. Мышление, направленное на результат, противоположно беспокойству, потому что, двигаясь по направлению к цели, вы начинаете строить план действий, а это лишает беспокойство его силы. Никаких проверок во внешнем мире. Беспокойство ходит замкнутыми кругами, это похоже на ловушку, в которую вы попадаете, разглядывая рисунки Эшера, в которых вы теряете перспективу и обнаруживаете себя в начале того же самого витка спирали как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже вышли на вершину. Один виток встроен в другой. И эти витки никогда не кончаются, они состоят из воображаемых событий, не приходящих к какому-то разрешению, потому что очередная возможность втягивает вас снова в круговорот. Единственный способ выйти из него — это сделать что-нибудь в реальном мире: собрать больше информации, сделать телефонный звонок, поговорить с другими людьми, чтобы изменить свою точку зрения.
Беспокойство — это стратегия, последовательность мыслей и действий, и зачастую протекает автоматически.
Эта последовательность обычно начинается с внутреннего голоса, который говорит что-то вроде: «Предположим, что случится X». Далее, мы создаем мысленные картинки неприятных последствий этого события X. Эти картинки обычно сконструированы, расположены близко, подвижны и ассоциированны, как будто это происходит сейчас, а не на линии нашего будущего. Глядя на эти картинки, мы начинаем чувствовать» себя плохо — именно так, как если бы эти события на самом деле уже произошли.
Структура беспокойства:
Исходное событие - Внутренний диалог: «Что случилось бы, если бы произошло X?»_- Сконструированные, ассоциированные, подвижные картинки этих плохих событий_- Неприятные ощущения - Дальнейший внутренний диалог
- Глава 1. Теоретическое обоснование влияние психологической совместимости молодых супругов на удовлетворенность браком
- Глава 2. Экспериментальное исследование влияния психологической совместимости молодых супругов на удовлетворенность браком
- Глава 1. Теоретическое обоснование влияние психологической совместимости молодых супругов на удовлетворенность браком
- 1.1 Проблемы молодой семьи в современной психологии
- 1.1.1 Роль добрачного периода в создании семьи
- 1.1.2 Молодая семья и ее особенности
- 1.2 Проблема совместимости в психологической науке
- 1.2.1 Понятие и виды совместимости
- 1.2.2 Основные подходы к изучению совместимости
- 1.2.3 Совместимость в супружеской жизни
- 1.2.4 Совместимость в молодой семье
- 1.3 Причины неудовлетворенности брачно-семейными отношениями
- 1.3.1 Виды супружеских конфликтов и причины их возникновения
- 1.3.2 Возможности устранения супружеских конфликтов
- Глава 2. Экспериментальное изучение влияния психологической совместимости молодых супругов на удовлетворенность браком
- 2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования
- 2.2 Результаты экспериментального исследования влияния психологической совместимости молодых супругов на удовлетворенность браком
- Прерывание замкнутого цикла беспокойства
- Стратегия прерывания беспокойства
- Заставить себя замолчать