logo
Практикум по психологическому консультированию

Базовый модуль № 2

Развитие навыков ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ различных видов

Тема 4. Занятие 7-8. Специфические проблемы психологического консультирования

Решение профессиональных задач:

  1. Консультирование немотивированных клиентов.

  2. Консультирование тревожных клиентов.

  3. Консультирование плачущих клиентов.

  4. Консультирование депрессивных клиентов.

  5. Консультирование враждебных клиентов.

ТЕМА 5. Занятия 9-10. Основы возрастно-психологического консультирования

Решение профессиональных задач:

  1. Диагностическое интервью как техника консультирования детей.

  2. Основные приемы, применяемые в детском консультировании.

  3. Работа с родителями в процессе консультирования.

  4. Психологическое консультирование подростков и старшеклассников.

  5. Консультирование зрелых людей.

  6. Консультирование пожилых людей.

Тема 6. Занятия 11-15. Разновидности психологического консультирования

  1. Групповое консультирование.

  2. Семейное консультирование.

  3. Консультирование педагогов.

  4. Профессиональное консультирование.

  5. Управленческое консультирование.

  6. Построение успешного диалога по телефону.

  7. Консультирование в сети Интернет.

Технологическая карта обучения дисциплине

_Теория и практика психологического консультирования

для магистров ООП

Направление подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, программа «Психологическое консультирование в образовании»

по заочной форме обучения

(общая трудоемкость 2 з.е.)

Модули. Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторных часов

Внеауди-

торных

часов

Результаты обучения и воспитания

Формы и методы интерактивного контроля

всего

лекций

семина-ров

лаборат.

работ

Знания, умения, навыки

компетенции

Базовый модуль 1. Развитие базовых навыков психологического консультирования

Тема 1.Консультативный контакт

3

2

-

2

-

1

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;

  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом;

  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

  • виды, формы и методы психологической консультации;

  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;

  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;

  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;

  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

1. Анализ работы во время демонстрацион-ных сессий.

2. Супервизия преподавателя.

3. Супервизия от участников группы.

4. Работа в «аквариуме».

Базовый модуль 1.

Развитие базовых навыков психологического консультированияТема 2.Исследование проблемы

5

4

-

4

-

1

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;

  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом;

  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

  • виды, формы и методы психологической консультации;

  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;

  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;

  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;

  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

1. Анализ работы во время демонстрацион-ных сессий.

2. Супервизия преподавателя.

3. Супервизия от участников группы.

4. Работа в «аквариуме».

Базовый модуль 1.

Развитие базовых навыков психологического консультированияТема 3.Процедуры и техники психологического консультирования

10

6

-

6

-

4

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;

  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом;

  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

  • виды, формы и методы психологической консультации;

  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;

  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;

  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;

  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

1. Анализ работы во время демонстрацион-ных сессий.

2. Супервизия преподавателя.

3. Супервизия от участников группы.

4. Работа в «аквариуме».

Базовый модуль 2. Развитие навыков психологического консультирования различных видовТема 4. Специфические проблемы психологического консультирования

4

4

-

4

-

-

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;

  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом;

  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

  • виды, формы и методы психологической консультации;

  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;

  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;

  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;

  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

1. Анализ работы во время демонстрацион-ных сессий.

2. Супервизия преподавателя.

3. Супервизия от участников группы.

4. Работа в «аквариуме».

Базовый модуль 2.

Развитие навыков психологического консультирования различных видовТема 5. Основы возрастно-психологического консультирования

4

4

-

4

-

-

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;

  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом;

  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

  • виды, формы и методы психологической консультации;

  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;

  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;

  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;

  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

1. Анализ работы во время демонстрацион-ных сессий.

2. Супервизия преподавателя.

3. Супервизия от участников группы.

4. Работа в «аквариуме».

Базовый модуль 2.

Развитие навыков психологического консультирования различных видовТема 6. Разновидности психологического консультирования

10

10

-

10

-

-

Знать:

  • основные теоретические обоснования психологических практик консультативной работы;

  • этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта с клиентом;

  • цели, задачи, принципы, структуру и компоненты, этапы и фазы процесса психологического консультирования;

  • виды, формы и методы психологической консультации;

  • стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

  • подходы к разрешению типовых консультативных проблем;

Уметь:

  • самостоятельно работать с научной психологической литературой;

  • выполнять задания, предусмотренные дисциплиной, связанные с практическими навыками деятельности психолога-консультанта;

  • оценивать, анализировать и объяснять свойства психической реальности человека;

  • подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам психологического консультирования с научных позиций.

Владеть:

  • диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии;

  • способами определения длительности и эффективности процесса консультирования

владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

1. Анализ работы во время демонстрацион-ных сессий.

2. Супервизия преподавателя.

3. Супервизия от участников группы.

4. Работа в «аквариуме».