Понятие малых групп и коллективов
Под группой (итал. gruppo — связка) в общем смысле понимается совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях.
С уществует несколько разновидностей групп. Их классификация, предложена психологом Г. Андреевой.
Условные группы людей могут быть объединены по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т, д.) и используются для исследования, наблюдений, получения статистических данных и т. п.
Реальные лабораторные группы создаются для проведения научных экспериментов (например, в области психологии, медицины и т. п.).
Реальные естественные группы реально существуют как общности во времени и пространстве, характерны тем, что члены этих групп связаны между собой определенными взаимоотношениями.
Неорганизованные или стихийно возникшие (случайно организованные) группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства их интересов (зрители в театре) или общности пространства (толпа на площади).
Организованные или длительно существующие (устойчивые) группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы).
Корпорация — это группа, объединенная внутренними целями, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.
Коллектив — это устойчивая во времени организационная группа людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных (личных) взаимоотношений между членами группы.
Становящиеся группы – уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле.
Сложившиеся – группы высокого уровня развития.
Под организацией здесь понимается группа людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей).
Существует несколько определений малой группы.
В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
В отечественной социальной психологии общепринятым является определение, данное ученым-психологом Г. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
С точки зрения управления, наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие:
направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм);
организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
микроклимат или психологический климат группы;
референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);
интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);
эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера;
волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях).
- Понятие малых групп и коллективов
- Феноменология малых групп
- Внутренние динамические процессы в трудовом коллективе групповая динамика
- Социально-психологическая структура группы: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики, половозрастной состав.
- Социально-психологическая структура группы
- Эффективность работы группы
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы.