Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе.
В. Ньюстетгером предложена шкала оценки в процессе наблюдения характера проявлений взаимоотношений членов группы в диапазоне от сердечности до прямой враждебности. Шкала состоит из девяти пунктов (табл. 8.2).2
Таблица 8.2. Шкала оценки межличностных отношений в группе
Пункт шкалы | Наблюдаемые показатели у членов группы |
1 | Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.) |
2 | Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжать, приглашать, предпочитать, защищать) |
3 | Знаки товарищеского отношения (шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение) |
4 | Случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия) |
5 | Почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды) |
6 | Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка доминировать без ссоры, ирония, критика) |
7 | Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими) |
8 | Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желания (обвинение, критика, ирония) |
9 | Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку) |
Шкала показателей групповых взаимоотношений и ее применение в процессе наблюдения.Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в табл. 8.3.3
Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям: характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе; наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя.
Прием достижения целостного образа группы основывается на необходимости сбора как можно более полной и объективной информации о группе, что позволяет преодолеть тенденцию к категоричным, грубым оценкам специфики ее психологии только «в черно-белых» красках.
Таблица 8.3. Шкала показателей групповых взаимоотношений
№ п/п | Наблюдаемые показатели | Условные оценки |
1. | Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи | 5 |
2. | Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости | 4 |
3. | Взаимодействуют не согласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе | 3 |
4. | Взаимодействуют формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу | 2 |
5. | Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу | 1 |
Прием критичности в оценке группы. Смысл его заключается в сбалансированности как положительных, так и отрицательных оценок. Тенденция к злоупотреблению положительными оценками, которая получила название «эффекта снисхождения», искажает истинную картину психологических явлений в группе. Кроме того, при наблюдении «эффекта ореола» следует учитывать действие характерного переноса на актуальную оценку групп предыдущих оценок (как отрицательных, так и положительных).
Прием избирательного подхода к оценке группы и преодоления распространенных стереотипов.Наблюдение за группой должно строиться с учетом имеющихся порой тенденций к усреднению оценок и использованию стереотипов, шаблонных выводов при диагностике группового поведения (например, при ведении наблюдения за группой правонарушителей). Каждая группа имеет свою психологию и обнаруживает особенности групповой деятельности.
Прием выводов и оценок, основанных на длительном наблюдении за группой. Иногда наблюдатель делает выводы о группе на основе первого впечатления о ней, а последующую информацию отбрасывает, считая ее случайной и поверхностной. Это обстоятельство приводит порой к неверным выводам о психологических особенностях группы. Практика показывает, что социально-психологические
явления в группе должны изучаться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, а посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых фактов.
Прием опоры в наблюдении на сознательно выделяемые признаки и показатели групповой психологиипредъявляет серьезные требования к подготовке наблюдателя, отбору обоснованных показателей оценки группового поведения, свидетельствующих о специфике групповых социально-психологических явлений. Использование этого приема позволяет избежать большого числа логических ошибок, возникающих в силу констатации связей между некоторыми признаками группового поведения и реальной психологией группы, хотя на
- 68, Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 69. Юридическая психолингвистика
- 70. Психологический анализ сообщений граждан
- 71. 3.4. Психология криминальной среды
- 72, Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 73, Психология криминального насилия
- Особенности психологического склада насильственных преступников.
- 74, Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 77. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 78. Психологический анализ юридических фактов
- 79. Психологический портрет и его составление
- План наблюдения за поведением людей в группе
- Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе.
- 81. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 82. 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- Экстремальные морально-психологические факторы:
- 87. Психотехника рефлексивного мышления