16. Типы групп спт
Различают множество классификаций групп СПТ: по психологическим ориентациям, по целям и задачам, используемым техникам, структуре, составу участников, роли руководителя, длительности проведения и т.д.
По психологическим ориентациям, лежащим в основе программ психологического воздействия, различают тренинг в необихевиористских, когнитивистских и гуманистических традициях.
По целям и задачам могут быть выделены группы тренинга умений: вести разговор, переговоры; достижения определенного состояния - релаксации; тому, как учиться и пр.
С точки зрения используемых техник различают группы рационально-эмотивнотерапевтические, гештальттерапевтические, группы клиентоцентрированной терапии, психодраматические, группы танцевальной, телесной терапии.
По параметру структуры группы подразделяются на структурированные, действующие по определенному сценарию, и неструктурированные, произвольно разворачивающиеся в зависимости от проблем участников и успешности их обучения.
По составу участников группы подразделяются на гетерогенные (разнородные) и гомогенные (однородные) по полу, возрасту, профессии, проблемам.
По роли ведущего выделяются группы, центрированные на ведущем, где ведущий выступает в роли дирижера, катализатора, и группы, центрированные на участнике с ведущим в роли образцового участника (Табл. 1.).
Таблица 1.
Классификация психокоррекционных групп по характеру руководства ими и по значению, придаваемому эмоциональному стимулированию по Кьеллу Рудестаму
| Группы | |
| Центрированные на руководителе | Центрированные на участниках |
Рациональные | Группы транзакционного анализа Группы тренинга умений | Т-группы Группы темоцентрированного взаимодействия |
Аффективные | Инкаунтер-группы Гештальт-группы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы арттерапии | Т-группы Группы темоцентрированного взаимодействия Инкаунтер-группы |
По длительности проведения различают группы типа "марафон", работающие несколько дней подряд в отрыве от привычной социальной среды, и группы встреч, действующие длительное время по определенному расписанию (например, по 2-3 часа два-три раза в неделю в течение месяца). Кроме того, существуют группы терапевтические для лечения психических и соматических больных и для здоровых людей (подавляющее большинство групп, например, группы поддержки)).
Группы поддержки
Основным критерием для подбора людей в такие группы служит возраст участников. Существуют группы поддержки для молодых людей, людей среднего возраста и пожилых. С учетом этого разделения тренер и должен строить работу своей группы.
Молодежную группуподдержки составляют в основном студенты и старшеклассники, стремящиеся поучаствовать в ярких эмоциональных взаимоотношениях, проявить себя, найти друзей. У них пока еще мало собственного опыта для обобщения, поэтому есть смысл сделать упор на интерактивных играх, которые дают хорошую основу для отреагирования чувств и последующего обсуждения. Подходящие для этого игры и упражнения представлены программой «Синтон». Постепенно процентный состав игр должен уменьшаться в пользу дискуссии. Учитывая возрастные особенности участников, занятия нужно проводить в хорошем темпе, весело, с задором, со стороны тренера возможны провокации. Ведущему все время необходимо следить за тем, чтобы возможность проявить себя была у всех, а не только у лидера.
В группы поддержки для людей среднего возрастав подавляющем большинстве входят женщины, желающие найти отдушину среди быта и напряженной деловой жизни. Как правило, у тренера в таких группах нет необходимости занимать участников: у них всегда есть волнующие темы для обсуждения и желание разобраться в насущных проблемах. Основная форма работы в подобных группах – дискуссия; и тренеру необходимо следить только за тем, чтобы предложенная для обсуждения тема принимала вариант, наиболее психотерапевтичный и интересный для всех.
В подобной группе ведущему не надо стремиться самому давать интерпретацию происходящему. Гораздо уместнее прием – «Самораскрытие тренера»: искреннее и спонтанное поведение ведущего поможет направить группу в нужном направлении. Думается, что в данной среде людей, желающих получить тепло и поддержку, редко бывает уместна техника «Конфронтация», а если она исходит от кого-либо из участников, тренеру следует придать ей смягчающую форму. Иногда, если работа стопорится, можно предложить участникам ролевую игру.
Группы поддержки для пожилых людейгораздо менее популярны, так как работа в такой группе осложняется из-за специфических особенностей участников. Опыт работы в подобных тренингах при центре поддержки семьи показывает, что основу группы составляют люди, нуждающиеся в том, чтобы их выслушали, но не имеющие для этого аудитории. В этом и заключается основная сложность: большинство участников готово говорить, но не готово слушать других. Второй проблемой является возрастная ригидность членов группы, не позволяющая им принять новый опыт. Также обращает на себя внимание повышенная ранимость пожилых людей.
Тем не менее участники реально существующих групп подчеркивают их большую психотерапевтическую ценность.
Основными формами работыс участниками являются дискуссии, обмен опытом, совместная деятельность. Хорошо, если сам тренер также будет иметь зрелый возраст, и просто необходимо, чтобы за его плечами был солидный профессиональный опыт, позволяющий отслеживать все реакции членов группы. Основной задачей тренера должна быть постоянная терпеливая поддержка каждого; нельзя позволить участникам обидеть друг друга непониманием, невниманием, отторжением.
Как правило, продолжительность всех трех вариантов групп поддержки длительная. Лучше всего подходят встречи один раз в неделю в течение нескольких месяцев (лет). Есть положительный опыт работы в женском клубе в течение 7 лет.
Во всех вариантах таких групп позиция тренера– партнерская. В его функции входит объединение людей и создание для их самораскрытия атмосферы доверия и безопасности.
Больше всего для поведения тренера подходит гуманистическая ориентация, в рамках которой психотерапевтические отношения характеризуются конгруэнтностью, безусловным принятием, эмпатией и открытостью. По мнению К.Роджерса, это является необходимым и достаточным условием для изменения участников. Конгруэнтность предполагает подлинность и прозрачность тренера. Для этого он должен научиться воспринимать и понимать свои чувства, а затем выражать их в варианте, понятном участнику. Это не означает, что тренер импульсивно выражает словами каждое промелькнувшее чувство, но он всегда готов разделить чувства участника и дать ему искреннюю обратную связь, способствующую укреплению контакта. Конгруэнтность – это еще и близость к своему внутреннему интуитивному «Я», у которого есть шанс соприкоснуться с внутренним духом другого, что позволяет вывести отношения на новый уровень и обрести дополнительную энергию.
Безусловное принятие предполагает, что позитивные отношения тренера к участникам не зависят от многочисленных «если» (если он перестанет сопротивляться…, если он станет меньше обижаться… и т.д.). Безоценочная атмосфера способствует ощущению безопасности и росту самоуважения участников.
Искреннее безусловное принятие просто невозможно без эмпатии – способности понять первооснову мыслей, чувств, действий другого и возможности донести это понимание. Проявляя такт, осторожность и чувствительность, тренер передает клиенту восприятие его внутреннего мира, не интерпретируя его, а стараясь лучше понять, пока не услышит от него: «Да, я чувствую именно это».
Основным недостатком группы поддержки может стать усиление разрыва между уникальным стилем общения на тренинге и реальной жизнью. Возвращаясь в мир социальных условностей и не сумев при первой попытке адаптировать полученный опыт, некоторые участники находят выход в замене реальной жизни на тренинг
- 1. Из истории вопроса о методах активного социально-психологического обучения
- 2. Понятие об активном социально - психологическом обучении
- 3. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения
- 4. Классификация методов активного обучения:
- 5. Основные принципы активного социально-психологического обучения
- 6. Общее понятие о социально-психологическом тренинге (спт)
- 7. Функции социально-психологического тренинга.
- 8. Цели тренинговой работы
- 9. Задачи спт
- 10. Принципы групповой работы
- 11. Методы и этапы групповой работы
- 12. Метод групповой рефлексии
- 13. Групповая дискуссия как метод и форма воздействия на участников тренинга
- 14. Методы невербальной активности
- 15. Самораскрытие тренера
- 16. Типы групп спт
- 17. Виды тренинговых и коррекционных групп и их характеристика.
- 18. Классификация социально-психологических тренингов.
- 19. Методы психологического воздействия в спт
- 20. Социально-психологический тренинг профессиональных и жизненных умений
- 21. Тренинг личностного развития (роста)
- 22. Классификация игровых методов активного обучения
- 23. Ролевые игры: сущность и классификация.
- 24. Организационно-деятельностные игры
- 25 Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы
- 26. Особенности проведения тренинга креативности