8. Цели тренинговой работы
Наличие цели в тренинге является его специфической чертой. Каждый участник, приходя на тренинг, имеет определенные намерения; каждый тренер, организовывая группу, определяет ее задачи; к тому же сам по себе тренинг как метод несет в себе цель. Таким образом, в каждом тренинге вырисовываются три группы целей: личные, общие и универсальные.
Личные целиучастника могут быть изначально далеки от направленности тренинга. Например, человек, идущий на тренинг по развитию ассертивного поведения, может преследовать задачу – расширить свой круг общения. В ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждение и обратная связь, как от тренера, так и от других членов группы. В зрелой группе личные цели способны модифицироваться в течение всего тренинга.
Общие целиизначально формулируются тренером и отражаются в названии тренинга. Поскольку под тренингом подразумевается широкий круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах, общие цели тренингов также крайне разнообразны. Среди наиболее часто встречающихся общих целей можно выделить:
- развитие навыков саморегуляции;
- повышение коммуникативной компетентности;
- изменение стереотипов поведения;
- приобретение новых умений;
- совершенствование профессиональных навыков;
- развитие социальной перцепции;
- характерологические изменения личности;
- личностный рост и т.д.
В процессе групповой работы первоначальные цели могут расширяться. Например, цель «Развитие коммуникативной компетенции» может дополниться задачей «Повышение уверенности в себе».
Значение общей цели в тренинге может варьироваться от первостепенной до менее важной; и зависит это от типа группы. По мнению К. Рудестама, роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она обязательно присутствует.
Универсальные целисуществуют во всех типах тренингов независимо от их теоретических концепций. К ним исследователи относят прежде всего:
-выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния;
- улучшение субъективного самочувствия участников группы;
- повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия;
- рост самосознания участников группы.
Именно в рамках универсальных целей тренер должен формулировать общие цели для конкретной группы
- 1. Из истории вопроса о методах активного социально-психологического обучения
- 2. Понятие об активном социально - психологическом обучении
- 3. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения
- 4. Классификация методов активного обучения:
- 5. Основные принципы активного социально-психологического обучения
- 6. Общее понятие о социально-психологическом тренинге (спт)
- 7. Функции социально-психологического тренинга.
- 8. Цели тренинговой работы
- 9. Задачи спт
- 10. Принципы групповой работы
- 11. Методы и этапы групповой работы
- 12. Метод групповой рефлексии
- 13. Групповая дискуссия как метод и форма воздействия на участников тренинга
- 14. Методы невербальной активности
- 15. Самораскрытие тренера
- 16. Типы групп спт
- 17. Виды тренинговых и коррекционных групп и их характеристика.
- 18. Классификация социально-психологических тренингов.
- 19. Методы психологического воздействия в спт
- 20. Социально-психологический тренинг профессиональных и жизненных умений
- 21. Тренинг личностного развития (роста)
- 22. Классификация игровых методов активного обучения
- 23. Ролевые игры: сущность и классификация.
- 24. Организационно-деятельностные игры
- 25 Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы
- 26. Особенности проведения тренинга креативности