logo
04-12-2012_17-37-24 / СПТ / Лекции по СПТ

8. Цели тренинговой работы

Наличие цели в тренинге является его специфической чертой. Каждый участник, приходя на тренинг, имеет определенные намерения; каждый тренер, организовывая группу, определяет ее задачи; к тому же сам по себе тренинг как метод несет в себе цель. Таким образом, в каждом тренинге вырисовываются три группы целей: личные, общие и универсальные.

Личные целиучастника могут быть изначально далеки от направленности тренинга. Например, человек, идущий на тренинг по развитию ассертивного поведения, может преследовать задачу – расширить свой круг общения. В ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждение и обратная связь, как от тренера, так и от других членов группы. В зрелой группе личные цели способны модифицироваться в течение всего тренинга.

Общие целиизначально формулируются тренером и отражаются в названии тренинга. Поскольку под тренингом подразумевается широкий круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах, общие цели тренингов также крайне разнообразны. Среди наиболее часто встречающихся общих целей можно выделить:

- развитие навыков саморегуляции;

- повышение коммуникативной компетентности;

- изменение стереотипов поведения;

- приобретение новых умений;

- совершенствование профессиональных навыков;

- развитие социальной перцепции;

- характерологические изменения личности;

- личностный рост и т.д.

В процессе групповой работы первоначальные цели могут расширяться. Например, цель «Развитие коммуникативной компетенции» может дополниться задачей «Повышение уверенности в себе».

Значение общей цели в тренинге может варьироваться от первостепенной до менее важной; и зависит это от типа группы. По мнению К. Рудестама, роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она обязательно присутствует.

Универсальные целисуществуют во всех типах тренингов независимо от их теоретических концепций. К ним исследователи относят прежде всего:

-выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния;

- улучшение субъективного самочувствия участников группы;

- повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия;

- рост самосознания участников группы.

Именно в рамках универсальных целей тренер должен формулировать общие цели для конкретной группы