Социально-нормативная модель нормы и патологии. Теория "ярлыков" и антипсихиатрия.
АНТИПСИХИАТРИЯ
(antipsychiatry) — движение, направленное как против практики, так и теории стандартной психиатрии и имевшее влияние особенно в 60-х — начале 70-х гг. Связанная с деятельностью Р.Д. Лейнга (1959) в Англии и Томаса Сцасца в США, антипсихиатрия подвергает критике общее понятие душевного заболевания, а также применяемые в ее лечении терапевтические методы. И Лейнг и Сцасц сами были психотерапевтами. По мнению Лейнга, данное понятие не имеет достаточного научного основания; причинность "душевного заболевания" отнюдь не биологическая. Его доводы сводились к тому, что так называемые душевные и поведенческие состояния лучше рассматривать в качестве ответа на стрессы, напряжения и на разрушение семейной жизни. Такие состояния "обретают смысл", как только социальное положение человека полностью им осознается. Доктора и семьи пациентов, по утверждению Лейнга, часто вступают в сговор в инкриминировании человеку "безумства". Аргументы Сцасца были сходными в ключевых вопросах, отличаясь в деталях. В "Мифе о душевном заболевании" (1961) он указывал на то, что психиатры редко приходят к согласию в диагностировании Шизофрении, а посему шизофрения не является болезнью. Согласно Сцасцу, такие пациенты — люди, которые могут отвечать за свои действия и к которым надо относиться соответственно. Лейнг и Сцасц расценивали принудительное заключение пациентов в психиатрические больницы и использование электрошоковой терапии, леукотомии и даже наркотических транквилизаторов как репрессивные действия сомнительной ценности, как нарушение свободы личности без достаточной на то причины. Другими социологами, также оказавшими влияние на движение антипсихиатрии (хотя в целом значение их трудов намного шире), были Фуко и Гофман — см. Безумие; Тотальное учреждение; Теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения). В конце 70-х и в 80-е гг. наблюдалось значительное сокращение числа людей в психиатрических больницах, в том числе в результате движения антипсихиатрии. По иронии судьбы, однако, демонтирование старого аппарата психиатрических учреждений и его охраны было отдано в руки коммунитарного попечительства отчасти потому, что душевное заболевание, как было доказано, можно контролировать таблетками. Многие видят в этом свидетельство того, что это — по крайней мере частично — медицинское состояние.
Теория Ярлыков
Один из способов объяснения человеческой склонности к определенному стилю поведения, который является прямым следствием психологических ярлыков, навешиваемых другими людьми. Модель сбывающегося пророчества используется для объяснения того факта, что многие люди совершают нелогичные или деструктивные поступки только из-за бытующего представления о них, навязанного окружающими. В области образования использование таких ярлыков, как «посредственность» или «плохо обучаемый» может при-вести к поведению, соответствующему этим ярлыкам. Когда ребенок ведет себя неразумно, он оправдывает свое прозвище. Существует обоснованное беспокойство, связанное с опасностью ярлыков при диагностике психических заболеваний. Используя общий диагностический ярлык (например, «психически больной») или конкретный ярлык («шизофреник») мы можем способствовать созданию негативных стереотипов и социальному отторжению пациента. Как и в предыдущем примере, диагностические ярлыки создают обстановку сбывающегося пророчества. С другой стороны, с помощью ярлыков можно добиться положительных результатов. Такие названия, как «продвинутая группа» или «творческое объединение» вырабатывают у детей интерес к учебе и позволяют повысить качество обучения.
Теория навешивания ярлыков (labeling theory)
В отличие от др. известных теорет. подходов, к-рые видят причины возникновения отклоняющегося поведения исключительно в самом индивидууме или исключительно в самом об-ве, Т. н. я. делает осн. упор на взаимодействие, к-рое происходит в результате соц. реакции на индивидуальное поведение.
Следовательно, девиантность создается реакциями др. людей на данный поведенческий акт. К. Т. Эриксон называет такие группы или отдельных людей, обладающих возможностью наклеивать ярлыки, «влиятельной аудиторией». Определенные действия начинают квалифицироваться как отклоняющиеся от нормы, незаконные или свидетельствующие о психич. заболевании, когда они оказываются в достаточной степени кодифицированы и когда группа обладает достаточной властью для того, чтобы навязывать другим такие кодифицированные стандарты. Как на поведение, так и на человека, обнаруживающего такое поведение, навешивается ярлык девиантного.
Мн. критики формальных процессов навешивания ярлыков (напр., в судах) говорят, что маркирование девиантности является неразумным и несправедливым. Данные исслед. свидетельствуют о том, что пределы, в к-рых тому или иному поступку приписывается девиантность, зависят от того, насколько этот поступок расходится с жизненным опытом самой аудитории, места совершения данного поступка и его наблюдаемости, а тж его предполагаемых мотивов. Все девианты, получившие соотв. ярлык, в независимости от принадлежности к группе, рассматриваются как члены однородного класса.
- Краткая история и современное состояние
- Патопсихологический эксперимент
- Понятие патопсихологического синдрома. Патопсихологические регистр-синдромы.
- Предмет и задачи нейропсихологии.
- Психосоматический подход в медицине и клинической психологии.
- Этика в клинической психологии.
- Социально-нормативная модель нормы и патологии. Теория "ярлыков" и антипсихиатрия.
- Биопсихосоциальная модель нормы и патологии.
- Вопрос 12
- Вопрос 13 (Характеристика трех основных блоков когнитивно-бихевиоральных подходов)
- Вопрос 14
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Методы психологической интервенции в клинической психологии.
- Психология больного. Внутренняя картина болезни.
- Психология лечебного взаимодействия. Проблема ятрпатогении.
- Основные нарушения при шизофрении по е.Блейлеру.
- Позитивная и негативная симптоматика при шизофрении.
- Основные модели этиологии шизофрении.
- Исследования семейного контекста шизофрении. Концепция "двойной связи" г.Бейтсона.
- Основные типы личностных расстройств по мкб-10.
- История изучения личностных расстройств в рамках психиатрии и психоанализа.
- Характеристика параметрической и типологической моделей личностных расстройств.
- Теория нормального и патологического нарциссизма х.Когута.
- Биопсихосоциальная модель личностных расстройств.
- Основные типы депрессивных расстройств по мкб-10.
- Аналитические модели депрессии.
- Когнитивная модель депрессии.
- Бихевиоральная модель депрессии (теория "выученной беспомощности" Сэлигмена).
- Биопсихосоциальная модель депрессии.
- Типы тревожных расстройств по мкб-10.
- Психоаналитические модели тревоги.
- Когнитивная модель тревоги. Когнитивные механизмы панической атаки.
- Биопсихосоциальная модель тревоги.
- Соматоформные и конверсионные расстройства. Этиология и условия возникновения.
- Психопрофилактика, психогигиена и психология здоровья - взаимосвязь и специфика.
- Клиническая психология в экспертной практике.