Основные нарушения при шизофрении по е.Блейлеру.
Придавая первостепенное значение не исходу болезни, а ее психопатологии, он провел разделение симптомов на первичные, являющиеся следствием органического морбидного процесса и вторичные, представляющие психические реакции больных на переживание заболевания. Первичные симптомы Е. Блейлер считал основными, фундаментальными нарушениями при шизофрении. К ним он относил: ассоциативные расстройства, аутизм, аффективное уплощение (Аффективное уплощение или притупление — снижение эмоционального реагирования. Проявляется бедностью мимики, диапазона чувств, монотонностью голоса.) и нарушение чувства «Я» (Патология Я и ослабление информационного метаболизма. Нарушения границы оказываются тесно связанными с нарушениями Я. Следует начать с нарушений Я как основной точки отсчета и основного интегрирующего центра, так как они наиболее доступны внешнему наблюдению, ибо граница является областью контакта между внутренним и внешним мирами.
Аутистическая установка нарушает, прежде всего, именно этот процесс. Человек, который отдаляется от реальной жизни, все больше замыкается в мире собственных переживаний и все слабее воспринимает окружающий мир. Его Я расширяется до невероятных размеров. Хотя для подросткового периода интерес к собственной особе ("а какой я на самом деле", "в чем смысл моей жизни"; "кем я стану" и т. п.) вполне обычен, но, как представляется, у будущих больных шизофренией он бывает особенно сильно выражен.
Чувство идентичности. Волевой акт является как бы критерием Я. Если человек не способен к нему, он утрачивает собственное Я, перестает быть самим собой. От Я зависит чувство идентичности; все в человеке изменяется, и изменяется мир, который его окружает; от рождения до старости он постоянно изменяется и в то же время остается на протяжении всей жизни одним и тем же человеком. Эта поразительная диалектика изменчивости и неизменности, как представляется, зависит именно от Я. Чувство Я в субъективном ощущении всегда остается неизменным. Оно является субъективным фактом жизни. "Я чувствую", "Я мыслю", "Я могу принимать решения", следовательно, "Я живу". От чувства собственного Я зависит, таким образом, способность переживания собственной жизни. То, что воспринимается человеком, и то, что из его внутреннего мира переходит в окружающий мир, должны пройти через его Я, иначе не станут переживанием, оставаясь автоматическим действием.
Чувство реальности собственного Я. Нарушения чувства Я обнаруживаются прежде всего в таких проявлениях, как деперсонализация и дереализация. Человек утрачивает чувство собственной реальности, что обычно связывается с ощущением изменившихся форм собственного тела, так как собственная реальность всегда имеет телесный аспект (деперсонализация), либо утрачивает чувство реальности окружающего мира, который приобретает подобие театральной декорации (дереализация), ибо, чувство реальности зависит от степени ангажированности в ней Я и его интеграционной способности.
При неврозах и обострениях психопатий, когда человек становится неспособным к интегрированию образа самого себя и своего окружения, нередко появляется чувство собственной нереальности и нереальности окружающего мира. Это чувство может возникнуть также при неожиданных и необычных событиях, как приятных, так и неприятных.
Явления деперсонализации и дереализации также нередко встречаются при шизофрении, особенно в начальной фазе.
Наивысшим критерием Я, или интеграционных сил, является, как уже упоминалось, волевой акт. Из многих противоречивых возможностей надлежит выбрать одну. "Я хочу" выражает эту интеграционную способность, через которую проявляются, по крайней мере в определенной степени, жизненные силы человека.), амбивалентность (Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentia — сила), двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. Обычно одно из амбивалентных чувств вытесняется (как правило, бессознательно) и маскируется другим. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин "А." предложен швейцарским психологом Э. Блейлером.).
Вторичные симптомы он расценивал как дополнительные, встречающиеся и при других психических расстройствах.
Отказ от крепелиновского стержневого критерия «раннее слабоумие» и смена его на более субъективные четыре «А» по Блейлеру повлекло за собой расширительную диагностику шизофрени. Да и сам Е. Блейлер уже говорил не об одном заболевании, а о группе шизофрений, которые объединяют сходные психопатологические механизмы развития.
- Краткая история и современное состояние
- Патопсихологический эксперимент
- Понятие патопсихологического синдрома. Патопсихологические регистр-синдромы.
- Предмет и задачи нейропсихологии.
- Психосоматический подход в медицине и клинической психологии.
- Этика в клинической психологии.
- Социально-нормативная модель нормы и патологии. Теория "ярлыков" и антипсихиатрия.
- Биопсихосоциальная модель нормы и патологии.
- Вопрос 12
- Вопрос 13 (Характеристика трех основных блоков когнитивно-бихевиоральных подходов)
- Вопрос 14
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Методы психологической интервенции в клинической психологии.
- Психология больного. Внутренняя картина болезни.
- Психология лечебного взаимодействия. Проблема ятрпатогении.
- Основные нарушения при шизофрении по е.Блейлеру.
- Позитивная и негативная симптоматика при шизофрении.
- Основные модели этиологии шизофрении.
- Исследования семейного контекста шизофрении. Концепция "двойной связи" г.Бейтсона.
- Основные типы личностных расстройств по мкб-10.
- История изучения личностных расстройств в рамках психиатрии и психоанализа.
- Характеристика параметрической и типологической моделей личностных расстройств.
- Теория нормального и патологического нарциссизма х.Когута.
- Биопсихосоциальная модель личностных расстройств.
- Основные типы депрессивных расстройств по мкб-10.
- Аналитические модели депрессии.
- Когнитивная модель депрессии.
- Бихевиоральная модель депрессии (теория "выученной беспомощности" Сэлигмена).
- Биопсихосоциальная модель депрессии.
- Типы тревожных расстройств по мкб-10.
- Психоаналитические модели тревоги.
- Когнитивная модель тревоги. Когнитивные механизмы панической атаки.
- Биопсихосоциальная модель тревоги.
- Соматоформные и конверсионные расстройства. Этиология и условия возникновения.
- Психопрофилактика, психогигиена и психология здоровья - взаимосвязь и специфика.
- Клиническая психология в экспертной практике.